Таможня не смогла взыскать в суде утильсбор за застрявшую в РФ "недружественную" технику под газовый проект
Арбитражный суд Москвы отказал Центральной акцизной таможне во взыскании с ООО "Русфен", дочерней структуры турецкой Tekfen Holding, утилизационного сбора и пени в размере 1,1 млрд рублей за самоходные машины (трубоукладчики, погрузчики, краны).
Согласно материалам дела, 27 декабря 2019 года между консорциумом, состоящим из ООО "Русфен" и турецкой Tekfen Construction & Installation, и ООО "Харампурнефтегаз" был заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ по газопроводу протяженностью 90 км с Харампурского месторождения до подключения к единой газовой системе в рамках освоения сеноманской и участка туронской залежи. Первоначально строительство газопровода планировалось завершить к маю 2021-го, но работы были продлены на год.
Для выполнения обязательств по проекту ответчик с 2020 по 2021 год ввез в Россию оборудование, временно полученное в пользование на основании договора аренды с голландской компанией MAATS B.V. Оно первоначально было помещено под таможенную процедуру временного ввоза до 30 сентября 2022 года. К маю 2022 года работы по проекту завершились, и транспортные средства были готовы к вывозу с территории РФ, однако к тому моменту антисанкционные меры российских властей принципиально поменяли регуляторику. В начале 2022 года арендованное у MAATS оборудование было включено в перечень запрещенных к вывозу товаров в рамках постановления правительства и указа президента России в связи с недружественными действиями ряда стран. "Русфен" 1 июля 2022 года принял решение приостановить таможенную процедуру временного ввоза в отношении самоходных машин и в период с 4 по 13 июля 2022 года поместил их под процедуру таможенного склада в Ямало-Ненецком автономном округе.
Суд в своем решении отмечал, что утилизационный сбор уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Взимание данного платежа связано, прежде всего, с необходимостью экономического обеспечения утилизации транспортных средств, утративших свои потребительские свойства, в частности, с их планируемой разукомплектацией на запасные части. Кроме того, условием для уплаты утилизационного сбора является смена правового режима товара с "иностранный товар" на "товар, предназначенный для внутреннего потребления на территории Российской Федерации", который позволяет его использовать по назначению, а не просто физическое перемещение через границу, добавляется в определении. В то же время, согласно законодательству, использование иностранного товара на таможенном складе по функциональному назначению не допускается и от уплаты каких-либо платежей оно освобождается до наступления определенных условий, например, истечения срока нахождения в указанном режиме. Техника, которая стала причиной спора, сохранила статус "иностранный товар", а значит обязанность уплаты утильсбора у ответчика не возникло, решил суд.
"Обязанность по оплате утилизационного сбора должна быть обусловлена не фактом ввоза, а фактом выпуска транспортного средства в обращение, если сбор не был уплачен ранее. Поскольку транспортные средства, ввезенные ответчиком, не были выпущены для внутреннего потребления на территории РФ, а процедура временного ввоза, ввиду не зависящих от ответчика обстоятельств, была временно приостановлена путем помещения самоходных машин под таможенную процедуру таможенного склада, в рамках которой иностранный товар не использовался по функциональному назначению и, следовательно, не мог оказать вредного экологического воздействия на окружающую среду, взыскание утилизационного сбора при таких обстоятельствах недопустимо", — говорится в определении.
Еще один аргумент в пользу ответчика — взыскание утильсбора "неизбежно повлечет за собой" нарушение российско-турецкого соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, отметил суд: "Текфен" является инвестором по смыслу этого двустороннего документа, поскольку учредила компанию-ответчика и участвует в инфраструктурном проекте в России по строительству газопровода, передает "Интерфакс".