Торговля российской нефтью с Китаем и Индией замедлилась из-за роста затрат на фрахт танкеров, которые не попали под санкции США — СМИ
Торговля российской нефтью с поставкой в марте на крупнейшем азиатском рынке застопорилась из-за значительного разрыва в ценах между покупателями и продавцами в Китае. Это произошло на фоне роста затрат на фрахт танкеров, которые не попали под санкции США, сообщает Reuters со ссылкой на трейдеров и данные о судоходстве.
Вашингтон ввел новые санкции 10 января, направленные на нефтяную цепочку поставок из России, что вызвало резкий рост ставок на танкерные перевозки. Некоторые покупатели и порты в Китае и Индии стали избегать санкционных судов. Предложения на поставку российской нефти марки ESPO Blend из тихоокеанского порта Козьмино в Приморском крае в марте поднялись до премий в $3-$5 за баррель к стоимости ICE Brent на условиях поставки DES (поставка на судно) в Китай. Это произошло после того, как ставки фрахта танкеров типа Aframax на данном маршруте выросли на несколько миллионов долларов, сообщили три трейдера, знакомые с ситуацией.
До введения санкций в январе высокие зимние спрос и рост цен на конкурентные сорта из Ирана привели к увеличению премий на нефть ESPO Blend до $2 за баррель в Китае. Это был максимум с февраля 2022 года, после чего скидки достигали $6.
В Индии главный финансовый директор Bharat Petroleum Corp Ltd сообщил Reuters на прошлой неделе, что компания не получила новых предложений на мартовские поставки, как это обычно происходит, и ожидает снижения числа предложений по сравнению с январем и декабрем. Индия, как правило, получает предложения на российскую нефть в середине каждого месяца. Российская нефть составляет 36% индийского и почти 20% китайского импорта нефти в 2024 году.
Последние санкции затрагивают танкеры, которые перевозят около 42% морских экспортных поставок нефти из России, в основном в Китай, по данным аналитической компании Kpler. Тем не менее находящиеся под санкциями танкеры постепенно разгружают нефть в Китае и Индии в течение разрешенного периода.
США заявили властям Индии, что танкеры с российской нефтью должны разгрузиться до 27 февраля в рамках санкционных послаблений, заявил индийский нефтяной секретарь Панкадж Джайн. Платежи за нефть, находящуюся на борту таких судов, должны быть завершены до 12 марта, добавил он.
Задержки в портах
В Китае попавшие под санкции танкеры сталкиваются с задержками при разгрузке нефти, несмотря на выполнение требований льготного периода. Три танкера разгрузили нефть ESPO и Sokol 15–17 января, тогда как танкер Olia разгрузился в порту Янтай провинции Шаньдун в воскресенье после почти трехнедельного рейса с грузом ESPO, согласно данным LSEG. Танкер Huihai Pacific все еще ожидает разгрузки в Тяньцзине после загрузки нефти ESPO 5 января, а танкер Viktor Titov направляется в Циндао после загрузки нефти Sokol 6 января, следует из данных LSEG.
В Индии девять попавших под санкции танкеров разгрузили нефть 10 января, и несколько танкеров с нефтью марки Urals находятся в пути, согласно данным LSEG. Санкции США и запрет, введенный в начале месяца группой портов Шаньдун в Китае, приведут к сокращению поставок нефти на НПЗ провинции Шаньдун до 1 млн баррелей в сутки в ближайшей перспективе, сообщила консалтинговая компания FGE. Независимые переработчики сокращают объемы переработки, так как альтернативные поставки обходятся дороже, добавили в компании, прогнозируя сокращение на 400 тыс. баррелей в сутки к февралю.
Старший аналитик Kpler Сюй Мую прогнозирует, что импорт российской нефти с Дальнего Востока в Китай останется низким в ближайшие недели после снижения до шестимесячного минимума в 717 тыс. баррелей в сутки на прошлой неделе. В Индии, по данным FGE, импортеры столкнутся с перебоями в поставках 450 тыс. баррелей в сутки российской нефти, однако переработчики используют льготный период.