ЦСР назвал иностранные компании без шансов на возвращение в Россию
Центр стратегических разработок (ЦСР) опубликовал исследование, в котором оценил поведение 1645 иностранных компаний, покинувших российский рынок после 24 февраля 2022 года. Организации были распределены по цветовым категориям — от зеленой (ответственный уход) до черной (недопустимое поведение). С содержанием документа ознакомился РБК Pro.
В красный список (23%) попали компании, допустившие недружественные действия: агрессивную риторику, поддержку Украины или нанесение ущерба клиентам в России. Среди них — Cisco, Pfizer, Grammarly, а Canva признана единственной фирмой, попавшей в "самый черный список".
Желтый список (36%) включает компании, которые не проявили враждебности, но и не обеспечили ответственный выход. Примеры — H&M, Dell, Ubisoft, IKEA.
Зеленый список (34,2%) охватывает бренды, которые покинули рынок под санкционным давлением и сопровождали это поддержкой сотрудников. Среди них — Adidas, Airbnb, Nestle, Marriott, Ericsson, Decathlon.
ЦСР считает, что возвращение компаний должно зависеть от их репутации и пользы для отрасли. Некоторые фирмы уже изучают возможности возвращения, включая лоббизм через посредников и посольства.