В Минэнерго Молдавии рассказали, как санкции против "ЛУКОЙЛа" повлияют на топливный рынок страны
Санкции США в отношении российских компаний не сильно отразятся на рынке нефтепродуктов Молдавии, считает министр энергетики республики Дорин Жунгиету, потому что этот рынок дифференцирован.
"У нас есть много игроков, которые импортируют топливо, поэтому (уход компании "ЛУКОЙЛ" — ред.) не очень существенно отразится на поставке нефтепродуктов. В Молдове насчитывается около 600 заправок, а "ЛУКОЙЛ" владеет лишь чуть более 100 из них", — заявил министр журналистам.
Отвечая на вопрос о росте цен на топливо, он напомнил, что рынок нефтепродуктов регламентирован, "поэтому взрыва цен не произошло".
"Другое дело, что у нас нет собственных нефтепродуктов, все компании импортируют из Румынии и Болгарии. Санкции повлияли на мировые цены, поэтому цены выросли везде, в том числе и у нас. Цены формируются на основе котировок Platts, то есть международного индекса, на основании которого и формируется стоимость. Но дефицита нет, другие нефтеперерабатывающие заводы в регионе компенсируют объемы, которые не производит румынская компания Petrotel-LUKOIL. Те объемы, которые уже есть на рынке и которые могут обеспечить другие региональные игроки, способны компенсировать потенциальную нехватку", — считает Жунгиету.
Он выразил надежду, что ситуация на рынке стабилизируется в скором времени, в том числе за счет того, что США заявили "о перезапуске нескольких сотен нефтяных скважин для компенсации недостатка", а "Саудовская Аравия увеличивает добычу нефти". Кроме того, выданное OFAC разрешение на операции с болгарскими юридическими лицами "ЛУКОЙЛа" до 29 апреля 2026 года, также "будет способствовать стабилизации", считает молдавский министр.
Отвечая на вопрос о судьбе инфраструктуры компании LUKOIL-Moldova, в том числе сети из более чем ста заправок по всей республике, Жунгиету сказал, что "компания ведет переговоры, и они могут быть проданы". При этом, он не исключил, что на рынке Молдавии вместо "ЛУКОЙЛа" могут появиться новые игроки.
Также Жунгиету добавил, что Агентство публичной собственности Молдавии и LUKOIL-Moldova продолжают переговоры о выкупе топливного терминала в аэропорту Кишинева, передает "Интерфакс".
"Переговоры проходят очень конструктивно, нет никаких препятствий. Аэропорт и учредители (собственник аэропорта — Агентство публичной собственности — ред.) рассматривают разные модели, по примеру аэропортов стран Европы. Аэропорт будет вести переговоры (о последующей продаже или сдаче терминала в аренду — ред.) только с компаниями, которые работают, производят керосин и имеют хорошую репутацию", — сказал министр.
Он подчеркнул при этом, что "Молдавия не рассматривает вопрос о национализации активов "ЛУКОЙЛа", так как это может иметь нежелательные последствия".
Министр также опроверг слухи о том, что заправкой самолетов может заняться частная молдавская компания, которая уже обслуживает в аэропорту самолеты малой авиации. В целом, по словам Жунгиету, вопрос о поставках керосина в кишиневский аэропорт решен. Он напомнил, что LUKOIL-Moldova обладал эксклюзивным правом на заправку самолетов в аэропорту. После введения санкций США в отношении "ЛУКОЙЛа" существовала угроза прекращения заправки самолетов, так как терминал по хранению топлива и заправке принадлежит LUKOIL-Moldova.
По словам министра, санкции США в отношении российских компаний создали нестандартную ситуацию, но правительство нашло решение.
"Учитывая, что "ЛУКОЙЛ" подпал под санкции, мы с ними вели переговоры, и 12 ноября аэропорт подписал договор о бесплатной аренде, за ноль леев, нескольких резервуаров и склада хранения. На второй день вся инфраструктура "ЛУКОЙЛа" в аэропорту была предана аэропорту. Это не только резервуары для хранения керосина, но и все необходимое оборудование: включая насосы, приборы для контроля качества, машины для заправки самолетов, а также рабочую бригаду, обеспечивающую этот процесс", — уточнил министр.
Новая партия авиационного топлива уже находится в пути для доставки в аэропорт, отметил Жунгиету. Она поступит согласно договору между аэропортом и одной из румынских компаний.