Западные компании раздумывают над возвращением в Россию, но рынок изменился до неузнаваемости — СМИ
Президент Владимир Путин поручил правительству подготовить новый правовой режим для иностранных инвесторов, рассчитывая на частичное снятие санкций и возможное возвращение западных компаний в Россию. Однако, по словам одного из кремлевских чиновников, "никто пока не стучится в дверь". Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на источники.
Согласно источникам, юристы, банкиры и аналитики фиксируют рост интереса к "сценарному планированию" среди клиентов, обсуждающих возможное возвращение на радикально изменившийся российский рынок. "Все проводят due diligence", — отметил Крис Уифер из Macro Advisory, добавив, что большинство компаний не вернутся без устойчивого мирного соглашения: "Никто не хочет вернуться слишком рано и снова уйти".
Согласно проекту, подготовленному Минфином, иностранные компании должны будут локализовать производство и передавать технологии, а также получить одобрение от российских компаний на доступ к определенным секторам. Тем, кто покинул страну и хочет выкупить активы обратно, придется платить по рыночной цене. "Времена символических сделок прошли", — подчеркнул глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.
Некоторые компании уже делают пробные шаги. LG Electronics протестировала запуск завода в России, а Ariston получила обратно контроль над активами. Однако другим будет труднее: McDonald’s, продавший бизнес с оговоркой на обратный выкуп, теперь вряд ли сможет вернуться на тех же условиях. Сеть "Вкусно — и точка", заменившая McDonald's, удвоила выручку до 187 млрд рублей ($2.3 млрд) в 2024 году.
Hyundai продала заводы всего за $111, но сохранила право первого отказа на обратный выкуп. В то же время, Toyota обновила товарные знаки и добавила новые модели в реестр, что вызвало слухи о возможном возвращении, хотя компания заявила, что это лишь "рутинная защита брендов".
Политическая ситуация остается нестабильной: переговоры о перемирии буксуют, удары по городам продолжаются, а Евросоюз не готов обсуждать отмену санкций. США и ЕС также оказывают давление на банки: например, Raiffeisen не может продать российский бизнес без согласия властей РФ, несмотря на требование ЕЦБ завершить деятельность в стране.
Автомобильный рынок демонстрирует резкое перераспределение: китайские марки заняли до 40% продаж, вытеснив корейские, японские и европейские бренды. Renault, ранее контролировавший АвтоВАЗ, теперь может вернуться только при условии компенсации в 112,5 млрд рублей.
Эксперты отмечают, что даже при потеплении отношений компании столкнутся с новой реальностью: усилившимся влиянием китайских, турецких и индийских игроков, параллельным импортом и ухудшением условий правовой защиты. "Если у вас конфликт с российской компанией и вы пойдете в суд — вы почти наверняка проиграете", — говорит Наби Абдуллаев из Control Risks.