Автоматизация процедур для соблюдения требований CRS
В июле 2014 года Организация экономического сотрудничества и развития разработала Стандарт по автоматическому обмену информацией (Common Reporting Standard, CRS, Стандарт), в рамках которого, государства, подписавшие Соглашение об обмене информацией, должны направлять отчетность по операциям нерезидентов в налоговые службы стран-партнеров на ежегодной основе. Россия подписала договор по автоматическому обмену информацией 12 мая 2016 года, взяв на себя обязательство по передаче финансовой информации с сентября 2018 года.
В соответствии со Стандартом, российские организации финансового рынка (ОФР) будут передавать информацию об иностранных клиентах и их счетах в Федеральную налоговую службу (ФНС России), которая, в свою очередь, обязана предоставлять данные юрисдикциям, в которых иностранные клиенты являются резидентами.
Так как в России планируется применение «широкого подхода» (wider approach), то организации финансового рынка должны будут выявлять иностранных налогоплательщиков всех стран.
Похожий подход по идентификации и отчетности заложен в Законе FACTA (Foreign Account Tax Compliance Act), целью которого является выявление иностранными финансовыми институтами американских налогоплательщиков. Однако, из-за применения «широкого подхода», большего количества клиентов – резидентов иностранных юрисдикций, по сравнению с FATCA, на организации финансового рынка ляжет существенный объем обязательств.
Поэтому для того, чтобы снизить нагрузку, несмотря на то, что законопроект будет рассмотрен Государственной Думой только в сентябре 2018 года, многие организации финансового рынка уже сейчас приступают к автоматизации бизнес-процессов, затрагивающих разные стадии цепочки: от принятия клиента на обслуживание до направления форм отчетности в ФНС России.
Основным шагом, с которого ОФР может начать процедуры автоматизации, является доработка существующих АБС/CRM систем, включая добавление полей для занесения информации о клиенте, необходимой для выявления признаков подотчетности в соответствии со Стандартом. Многие организации начинают донастраивать свои системы с целью занесения иностранных ИНН или ИНН контролирующих лиц клиентов - пассивных нефинансовых организаций, CRS-статус клиентов-юридических лиц, дополнительные поля для почтового адреса, второго номера телефона и так далее.
К серьезной проблеме, с которой сталкиваются ОФР, можно отнести тот факт, что при выявлении иностранных налогоплательщиков обнаруживается наличие нескольких клиентских баз данных, которые не связаны между собой, и обновление информации в одной системе не приводит к ее актуализации в другой. Таким образом, клиентские данные могут различаться в CRM системах, что может привести к наличию противоречий в информации, и, следовательно, к некорректному определению статуса подотчетности по CRS. Поэтому на данном этапе ОФР могут проводить проверку существующих данных, а также формировать дополнительный шлюз, который агрегирует данные по клиентам.
Помимо прочего, в соответствии с требованиями Стандарта, ОФР обязаны контролировать изменения обстоятельств клиента, и, следовательно, в IT - системах должны быть настроены предупреждения (алерты) при изменении данных, а во внутренних процессах необходимо предусмотреть процедуру обработки и контроля таких алертов.
Кроме этого, для организаций финансового рынка было бы целесообразно внедрить механизм валидации информации, полученной от клиентов (например, формы самосертификации). Изначально, валидация должна быть направлена на выявление противоречивости в клиентских данных. Помимо этого, может быть разработан механизм, позволяющий проводить сверку информации клиентов с базами данных (государственными и частными структурами), что, например, может быть использовано для проверки правильности заполнения ИНН/TIN.
Еще одна проблема, с которой могут столкнуться ОФР, - это подготовка нескольких видов отчетности в соответствии с требованиями CRS: для счетов, открытых на отчетную дату, для закрытых счетов в течение отчетного периода, для «спящих счетов» и так далее. Каждая отчетная форма имеет свои правила и принципы формирования, поэтому их подготовка может занять существенный период времени. Некоторые финансовые институты как по FATCA, так и по Стандарту, планируют формировать отчетность самостоятельно, без каких-либо IT модулей, другие - планируют автоматизировать данный процесс. Принимая во внимание, что количество подотчетных счетов по CRS будет намного больше, чем по FATCA, автоматизация процесса формирования отчетности в целях соблюдения представляется более оптимальной.
Автоматизированные решения могут также помочь при проведении валидации данных в CRS - отчетности. Сейчас многие IT и консалтинговые компании предлагают решения, которые позволяют проводить процедуры проверки данных. В эти программы заложены более 2 000 сценариев выявления несоответствий, что снижает риск возникновения ошибок при формировании отчетности. Так, в марте 2017 года некоторые банки при подаче отчетности по FATCA в Налоговую службу США (IRS, Internal Revenue Service) столкнулись с неправильным заполнением XML схем и их отчетности были возвращены IRS для внесения соответствующих корректировок.
Необходимо обратить внимание на то, что автоматизация бизнес процессов по идентификации и направлению отчетности является комплексной задачей. Какими бы характеристиками не обладало IT-решение без отлаженной работы АБС и CRM систем в организациях финансового рынка его применение не будет эффективным. Поэтому основной задачей, которая стоит перед ОФР, является анализ существующих процедур, связанных с занесением клиентских данных, их хранением, внесением изменений в карточки клиентов, а также интеграции используемых АБС и CRM для каждой группы клиентов и видов продуктов с целью выявления проблемных областей и их устранение.