Обзор отличий требований CRS от FATCA
Фото: iStock.com/NKS_Imagery
Уже более 3-х лет российские организации финансового рынка (ОФР) ведут активную работу по выявлению среди своих клиентов американских налогоплательщиков, последующему формированию и направлению отчетности о таких клиентах в Налоговую службу США. Данная деятельность обусловлена требованиями американского закона FATCA, который исполняют российские ОФР, подписавшие договор с Налоговой службой США. Ожидается, что в ближайшем будущем Российские ОФР должны будут исполнять, помимо FATCA, дополнительные требования по выявлению всех иностранных налогоплательщиков среди своих клиентов. Требования появятся с момента имплементации Стандарта по автоматическому обмену финансовой информацией (CRS/Стандарт), который будет реализован в связи с подписанием Россией Международного соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией в мае 2016 года. 20 июля 2017 законопроект, внедряющий требования Стандарта, был внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Ожидается, что документ вступит в силу с 1 января 2018 года.
В целом требования CRS и FATCA во многом очень схожи: например, оба режима базируются на KYC процессах, предусматривают деление клиентов на «существующих» и «новых», предполагают использование рекомендованных форм самосертификациии обязательную ежегодную отчетность и т.д. Тем не менее, у данных режимов существует множество различий, подробнее речь о которых пойдет дальше.
1. Режим CRS предусматривает существенно меньшее количество категорий клиентов.
Так, в форме w8-ben-e обозначено 32 возможных статуса клиента, при этом рекомендованная форма самосертификации для юридических лиц, разработанная ОЭСР, предполагает всего 6 статусов . Кроме того, Cтандарт не разделяет финансовые институты на «участвующие» и «неучаствующие», - соответственно, присвоения специального номера, подобного GIIN, не предполагается.
2. Вероятно, самым главным отличием CRS от FATCA является способ имплементации режимов.
В случае с FATCA российские ОФР заключают договор напрямую с налоговой службой США и отчетность направляется непосредственно в иностранный налоговый орган. CRS в России будет имплементирован на уровне национального законодательства путем внесения поправок в Налоговый кодекс РФ и выпуском соответствующих подзаконных актов. Следовательно, российским ОФР не придется преодолевать возможные противоречия, которые вызваны различиями в требованиях FATCA, 173-ФЗ и иных требованиях российского законодательства. В связи с исполнением FATCA российские ОФР фактически вынуждены направлять FATCA-отчетность дважды: сначала отчетность подается в ФНС России в соответствии с требованиями 173-ФЗ, и только затем, если не было получено запрета от компетентных органов, отчетность направляется в налоговую службу США. Ожидается, что процедура направления отчетности в рамках CRS будет унифицирована путем направления отчетности в электронной форме через личный кабинет на сайте ФНС России.
3. Предполагаемый объем работы по идентификации клиентов в соответствии с требованиями CRS может быть существенно большим нежели работа, проделанная в соответствии с требованиями FATCA. В процессе идентификации по FATCA выявляют только американских налогоплательщиков, в рамках CRS необходимо выявить всех иностранных налогоплательщиков (при условии, что в России будет применен «широкий подход»). Также в CRS отсутствует порог для отсечки «существующих» клиентов физических лиц, идентификацию по которым проводить не обязательно, следовательно, абсолютно все клиенты физические лица должны быть проидентифицированы в соответствии с требованиями CRS.
4. Подходы к классификации клиентов в FATCA и CRS существенно различаются.
Например, требования CRS делят все трасты на 2 категории: «пассивная компания» или «финансовый институт». А инвестиционная компания из «неучаствующей» юрисдикции автоматически признается «пассивной» компанией.
5. CRS не предусматривает удержание 30% штрафного налога с определенных транзакций и клиентов, которые отказываются соблюдать требования, как это предусмотрено FATCA.
6. Помимо прочего, важным отличием двух режимов является требование относительно раскрытия конечных бенефициаров/контролирующих лиц «пассивных» компаний. Так, FATCA требует раскрывать лиц с долей владения/осуществления контроля от 10 и более процентов, тогда как CRS предусматривает раскрытие доли владения/осуществления контроля от 25 и более процентов.
В настоящей статье перечислены далеко не все различия, которые существуют в режимах CRS и FATCA, поэтому прежде чем внедрять требования CRS целесообразно максимально детально вникнуть в требования Стандарта и заранее соответствующим образом подготовить бизнес-процессы, ИТ-инфраструктуру, обучить персонал, разработать внутренние документы для должного внедрения требований CRS в организации. Кроме того, существует вероятность, что с момента принятия законодательства и релевантных подзаконных актов появятся дополнительные различия между режимами, и нужно быть готовым вовремя начать их исполнять.