Интервью с заместителем Руководителя НСФР, Председателем Экспертной Группы по вопросам ПОД/ФТ, внутреннему контролю и регуляторному комплаенс-риску Александром Евгеньевичем Наумовым
11 сентября Банк России разместил на независимую антикоррупционную экспертизу проект указания «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»».
Проект устанавливает порядок представления кредитными организациями в уполномоченный орган следующих сведений:
- о подозрительных и подлежащих обязательному контролю операциях;
- о приостановленных операциях;
- о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
- о результатах проверки наличия среди клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
- о результатах проверки наличия среди клиентов лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
Мы поговорили о ключевых требованиях проекта и о его влиянии на внутренние процессы кредитных организаций с Заместителем Руководителя Некоммерческого партнерства «Национальный совет финансового рынка», возглавляющим экспертную группу по вопросам ПОД/ФТ, внутреннему контролю и регуляторному комплаенс-риску Александром Евгеньевичем Наумовым.
XCO.news: Александр Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, о ключевых моментах, на которые важно обратить внимание при анализе проекта.
А.Е.Наумов:
Проект предусматривает отмену Положения Банка России от 29 августа 2008 года № 321-П* и Указания Банка России от 19 сентября 2013 года № 3063-У**, а также вводит порядок информирования в соответствии со статьей 7.5. Федерального закона № 115-ФЗ (в частности, речь идет об операциях по Перечням ФРОМУ***).
Новым порядком установлено предоставление информации напрямую в Росфинмониторинг посредством системы "личного кабинета" с помощью формализованного электронного сообщения или ФЭС.
Новый порядок дает кредитной организации право делегировать направление ФЭС филиалу, за исключением результатов проверки по перечням ТЭ**** и ФРОМУ.
Важной особенностью новых требований также является возможность кредитных организаций самостоятельно устанавливать порядок хранения ФЭС и квитанций о его получении.
Далее следует обратить внимание на дату представления сведений в уполномоченный орган: такой датой является дата направления сведений кредитной организацией (филиалом) ФЭС, а не дата принятия информации, как установлено в старом порядке. Подобные изменения стали возможным из-за сокращения пути представления информации и ликвидации излишних административных барьеров.
Новые правила составления и представления сведений в электронной форме (включая формат представления сведений и информации, порядок составления и представления сведений и информации в электронной форме, а также структура квитанций о принятии и непринятии ФЭС) должны быть размещены на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» - то есть будут определяться в отдельных документах. Скорее всего, согласовывать их Банк России с нами не будет, и форматы (XML) традиционно будут вступать в силу в течение 30 дней с момента размещения их на сайте ЦБ. В случае реализации такого прогноза вероятно возникновения аналогичных предыдущим годам проблем (Положение ЦБР № 639-П, вступившее в силу, и изменения по Закону № 267-ФЗ требуют наличия новых форматов отчетности, которые до настоящего времени не опубликованы). Получается, мы имеем нормативные требования в отсутствии форматов отчетности, которые позволяют их реализовать.
XCO.news: Александр Евгеньевич, какие практические последствия вступления в силу нового нормативного акта Вы видите на текущий момент?
А.Е.Наумов:
Положительных намного больше.
• Проект предполагает переход на более современный формат отчетности с DBF на XML.
• Кредитные организации начинают направлять отчетность в Росфинмониторинг "без посредников", напрямую через систему личного кабинета. Сейчас Банки направляют отчетность через ЦБ, что значительно удлиняет процесс и требует дополнительных затрат на контроль. Также в настоящий момент отсутствует возможность внесения оперативного изменения в направленные сведения. В рамках нового порядка банки смогут через личный кабинет устанавливать причины не получения отчетности Росфинмониторингом и оперативно их исправлять.
• Одна из серьезных проблем нынешней формы отчетности - старый формат DBF, который тяжело работает с большими массивами информации и имеет ряд ограничений в размерности полей. В результате Росфинмониторинг получает информацию в режиме стенографии, при этом в сообщении сложно дать расширенный обзор причин, например, наличия подозрений. И банки вынуждены "в догонку" направлять письма регулятору с пояснением своей позиции. Формат XML более мобилен, позволяет оперировать большим объемом информации, и, кроме того, позволяет работать не только с текстом, но и с объектами, которыми могут быть, например, сканированные документы.
• На протяжении 16 лет существования требований, касающихся направления отчетности в Росфинмониторинг по Закону 115-ФЗ, субъекты закона (в первую очередь, кредитные организации) сталкивались с проблемой т.н. «логического контроля» - способа проверки достоверности и правильности отчетности. Несмотря на непрозрачность логического контроля, зачастую львиная доля штрафов для кредитных организаций как раз была связана с нарушениями порядка передачи отчетности. Что касается новой формы (XML), то проблем должно быть намного меньше, поскольку XML содержит заранее оговоренные технологические схемы (XSD файлы), которые позволяют автоматизировать проверку правильности заполнения отчетности.
• Банки часто говорили, что требования по ПОД/ФТ для них более жесткие, чем для некредитных финансовых организаций. Банк России в последнее время строит политику надзора в части сближения требований для разных видов финансовых организаций. В этом плане новое указание ЦБ - большой шаг вперед.
• В настоящий момент существуют несколько нормативных документов, по которым отчетность направляется в Росфинмониторингг кредитными организациями. Новый порядок отменяет эти нормативные документы и делает унифицированный формат для разного вида отчетности. Это очень здорово. Банки будут тратить меньше усилий на отчетность.
• ЦБ сможет оперативно менять форматы отчетности и порядок ее заполнения, размещая форматы на своем сайте.
• Разделение регулирования и надзора: поскольку ЦБ полностью исключается из процесса отправки отчетности в Росфинмониторинг, ликвидируется конфликт интересов по надзору, теперь регулятор при выполнении функции надзора будет полностью независим.
К возможным негативным последствиям можно отнести то, что ЦБ, вероятно, не собирается согласовывать форматы и порядок направления отчетности, а из нового порядка следует, что они не имеют статуса нормативного документа - следовательно, "правила игры" могут меняться очень часто.
• Изменена трактовка срока представления информации. По действующему Положению ЦБ № 321-П срок рассчитывается либо с даты совершения операции или сделки либо с даты, когда кредитная организация узнала об операции или сделке. В новом порядке предлагается отталкиваться только от даты операции (сделки), а поскольку не все операции (сделки), подлежащие контролю, проходят через кредитную организацию, в случае, если клиент предоставит сведения о сделке, подлежащей контролю, по истечении 3-х дней с момента ее совершения, кредитная организация будет иметь риск просрочки обязательного контроля, следовательно – усиление регуляторной нагрузки.
• Необходимо полностью устранить возможность монополизма при представлении систем по отправке отчетности. Сейчас большинство организаций, направляющих отчетность в Росфинмониторинг пользуются продуктами компании «Комита Курьер», которая формирует логический контроль, и банки вынуждены использовать это ПО, чтобы снижать риск непринятия отчетности. Хотя многие организации, пользующиеся данной системой, говорят о том, что 100% ошибок эти система не выявляет. Необходимо сделать прозрачным логический контроль и дать возможность разным вендорам программного обеспечения предлагать подобные услуги финансовому сектору. В настоящее время на рынке присутствуют другие программные решения, которые дают хороший результат при оценке качества направляемой отчетности, на основе открытых, публичных механизмов контроля.
• Банк России давно переходит на такой формат отчетности, при котором технологические таблицы публикуются на его сайте, однако есть случаи, когда выходит нормативный документ Банка России, вступает в силу, а отчетность банки так и не начинают направлять по новой форме. Причина в том, что ЦБ так и не опубликовал заветный формат. Мы достаточно давно обращаем внимание Банка России на сжатые сроки вступления в силу форматов после их публикации на сайте: 30 дней на внедрение в банке новых процедур – это объективно слишком мало. Технологический процесс разработки ИТ решений требует планирования, 30 дней - это постоянный "пожарный режим", когда все проекты отодвигаются для того, чтобы в короткий срок модернизировать отчетность. Мне кажется, что риск-ориентированный надзор, который в последнее время продвигает Банк России, требует уделить большее внимание вопросам планирования, поэтому было бы правильным, если бы срок вступления в силу форматов сделали бы больше, например, хотя бы 3 месяца, а лучше полгода. Также желательно, чтобы новые форматы проходили обязательную экспертизу профессионального сообщества - таким образом могли бы выявляться технические проблемы, которые часто выявляются уже в работе с новыми форматами.
• Проблематика разделения регулирования и надзора: возможно, было бы правильным, чтобы форматы отчетности разрабатывал только Росфинмониторинг, а Банк России полностью осуществлял независимый надзор за их применением, не участвуя в их разработке.
Думаю, что в целом новый порядок представления отчетности в Росфинмониторинг заслуживает положительной оценки профессионального сообщества.
XCO.news: Александр Евгеньевич, благодарим Вас за выделенное время для беседы и за предоставленные подробные разъяснения!
*«О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
**«О порядке информирования кредитными организациями уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц и о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества»
*** ФРОМУ – финансирование распространения оружия массового уничтожения
****ТЭ – перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму