Банки не вправе устанавливать для клиентов заградительные тарифы — ВС РФ на примере ВТБ
Кредитные организации не должны вводить заградительные комиссии для клиентов, которые в силу значительности размера препятствуют совершению экономически обоснованных операций по счетам, решил Верховный суд (ВС) РФ.
Такую позицию, согласно картотеке суда, с которой ознакомился "Интерфакс", его коллегия по экономическим спорам (СКЭС) озвучила по итогам рассмотрения тяжбы воронежского инжинирингового ООО "Инвестком" с банком ВТБ. Эта компания стала клиентом госбанка в 2009 году, договор банковского счета позволял кредитной организации пересматривать в одностороннем порядке тарифы за услуги с обязательной их публикацией не позднее чем за 10 рабочих дней до введения. Комиссии по условиям договора банк вправе списывать со счета клиента в безакцептном порядке.
В декабре 2021 года "Инвестком", единственным владельцем и руководителем которого является Владимир Березняков, отправил 13,33 млн рублей на счет Эльвиры Березняковой с назначением "предоставление средств по договору процентного займа". Для компании это была значительная сумма: ее выручка по итогам 2021 года составила 26,83 млн рублей, а чистая прибыль — 12,22 млн рублей, свидетельствуют данные аналитической системы "СПАРК-Интерфакс".
За исполнение этой операции ВТБ списал со счета клиента комиссию в 1,33 млн рублей. Банк руководствовался действовавшими на тот момент тарифами, в соответствии с которыми при переводе со счетов юрлиц и ИП на счета физлиц в сторонних российских банках сумм свыше 5 млн рублей взимается комиссия в 10%.
"Инвестком" безуспешно пытался возражать против взимания такой суммы в переписке с банком, а затем в судах, требуя взыскать с банка неосновательное обогащение. Суды трех инстанций не приняли довод компании о том, что банк установил, по сути, "заградительную комиссию". Они исходили из того, что комиссия за проведение операции по переводу денежных средств со счета юридического лица на счет физического лица, открытый в другом банке, введена банком "с учетом рыночных предложений банков-конкурентов по аналогичным операциям".
Однако СКЭС ВС РФ, куда пожаловался "Инвестком", с итогами рассмотрения спора не согласилась. Она подтвердила право банков на одностороннее изменение условий за расчетно-кассовое обслуживание, но одновременно подчеркнула, что, делая это, банки не должны "подрывать ожидания клиентов" на сохранение у них возможности беспрепятственного распоряжения своим имуществом, в том числе путем совершения законных операций по перечислению денежных средств другим лицам.
"Кредитная организация не должна вводить комиссионное вознаграждение, которое в силу значительности своего размера начинает препятствовать совершению клиентами банка экономически обоснованных операций по счетам, то есть приобретает заградительный характер", — заявила СКЭС ВС РФ.
По мнению коллегии, оспариваемая компанией комиссия "имеет очевидные признаки введенного в одностороннем порядке заградительного тарифа". Но нижестоящие суды не проверили доводы компании о несоблюдении банком требований разумности и добросовестности при установлении в одностороннем порядке спорного тарифа. При новом рассмотрении спора судам предстоит исправить этот недочет — СКЭС ВС РФ отправила дело на новое рассмотрение.