ЕК опубликовала разъяснение по ряду вопросов о замораживании активов и запрете на предоставление ресурсов в соответствии с регламентом Совета ЕС 269/2014
Европейская комиссия (ЕК) в ответ на запрос профильного национального ведомства (national competent authority, NCA) опубликовала разъяснение по ряду вопросов, касающихся замораживания активов и запрета на предоставление средств или других экономических ресурсов.
Речь идет о мерах, предусмотренных статьей 2 регламента Совета ЕС 269/2014 (Council Regulation (EU) 269/2014), которые применяются к лицам, перечисленным в приложении I к данному документу. Сам регламент посвящен ограничительным мерам в отношении лиц, подрывающих или ставящих под угрозу территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины.
NCA задало ЕК следующие вопросы:
- Как применять параграф 63 (контроль) передовых практик ЕС применять к лицам, находящимся под санкциями, которые указаны в документах организации? Как его использовать наряду с параграфами 66–68 (предоставление косвенно доступных средств или экономических ресурсов физическим лицам и организациям, находящимся под санкциями) в соответствии с передовыми практиками ЕС?
В этом контексте:
- Должны ли активы организации быть заморожены?
- Обязаны ли экономические субъекты ЕС оценивать, контролирует ли находящееся под санкциями лицо организацию, чтобы заморозить ее активы?
- Должны ли экономические субъекты ЕС блокировать все финансовые операции, связанные с банковским счетом организации? Означает ли это, что перед проведением каждой операции организации экономические субъекты обязаны проверить, является ли эта сделка предоставлением экономических ресурсов лицу, находящемуся под санкциями?
- Может ли оказание услуг экономическими субъектами ЕС рассматриваться как предоставление ресурсов находящемуся под санкциями лицу?
- Учитывает ли статья 4 регламента Совета ЕС 269/2014 возможность включение комиссии за хранение средств на текущем счете клиента, с которым банк прекратил сотрудничество?
В качестве основных выводов в документе сформулированы следующие тезисы.
- В компетенцию NCA входит изучение всех обстоятельств конкретного дела, включая выяснение того, контролирует ли находящееся под санкциями лицо конкретную организацию.
Если установлен факт контроля находящегося под санкциями лица над организацией, следует принять ряд следующих мер.
- Активы организации должны быть заморожены. Организация может обжаловать заморозку части или всех активов, доказав, что они на самом деле не контролируются лицом, находящимся под санкциями. Способ обжалования может зависеть от принятых правил на локальном уровне. NCA при этом должно опубликовать свои выводы о наличии такого контроля.
- Предоставление средств или ресурсов организации запрещены (например, через платежи на любой из банковских счетов), если это не разрешено в соответствии с отступлениями, указанными в регламенте ЕС, а также если будет установлено, что средства не будут предоставлены находящемуся под санкциями лицу.
- Предоставление сервисов или услуг организации может рассматриваться как косвенное обеспечение ресурсами находящегося под санкциями лица. Выяснение обстоятельств в каждом конкретном кейсе входит в компетенцию NCA.
- Статья 4 регламента Совета ЕС 269/2014 позволяет осуществлять сбор или плату за услуги, которые обеспечат хранение замороженных средств.
ЕК контролирует исполнение законов союза государствами-членами под контролем суда ЕС. В соответствии с договором о функционировании ЕС (the Treaty on the Functioning of the European Union, TFEU) государства-члены могу просить ЕК высказывать свое мнение о применении конкретных положений правовых актов или давать указания по их исполнению.