НСФР получил ответ МВД на вопросы о проблемах граждан при использовании сервиса по проверке недействительных паспортов
Национальный совет финансового рынка (НСФР) получил ответ МВД на обращение с вопросами и предложениями о проблемах обеспечения прав граждан при использовании сервиса ведомства "Проверка по списку недействительных российских паспортов".
Информация о действительности (недействительности) паспорта имеет важное практическое значение для кредитных организаций, которые осуществляют соответствующую проверку при идентификации (упрощенной идентификации) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также при обновлении сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации) (пункт 2.2 Положения Банка России от 15 октября 2015 года № 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").
Для установления сведений об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов кредитные организации используют информацию, получаемую при помощи сервиса, а именно – файл, содержащий список недействительных (утраченных (похищенных), оформленных на утраченных (похищенных) бланках паспорта гражданина РФ, выданных в нарушение установленного порядка, а также признанных недействительными) паспортов граждан РФ, удостоверяющих личность гражданина на территории РФ.
По информации кредитных организаций, с марта при использовании списка наблюдается следующая проблема — паспорта, с момента выдачи которых прошло не более двух недель, оказываются внесенными в Список как недействительные и только через некоторое время исключаются из него.
Указанное обстоятельство приводит к ситуации, при которой банки вынуждены отказывать в обслуживании гражданам, имеющим недавно выданные паспорта, поскольку данные паспорта формально имеют статус "Недействительный", что неизбежно влечет обоснованное недовольство клиентов, репутационные риски для кредитных организаций, а также снижает степень доверия граждан и банков к использованию сервиса.
Учитывая изложенное, НСФР направил в МВД обращение с предложением разработать и реализовать меры по оперативной актуализации сведений в перечне недействительных паспортов после получения документа его законным владельцем, чтобы исключить нарушение прав граждан в результате квалификации надлежаще оформленных и выданных им паспортов в качестве недействительных.
В своем ответе МВД России указало, что в сервисе МВД актуализированы соответствующие сведения, а также напомнил о том, что данный сервис носит только информационный характер, а юридически значимая информация размещена в Сервисном концентраторе. Также МВД проинформировало о плане по возможному упразднению сервиса МВД в пользу сервиса, который будет размещен на ЕПГУ.
Полные тексты обращения и ответа МВД опубликованы на сайте совета.