Поправки в противолегализационное законодательство внесены в Госдуму
Законопроект № 582426-7 принят 19.06.2020 ответственным комитетом во втором чтении и направлен на рассмотрение в Совет Государственной Думы.
Проектом федерального закона* предусматривается внесение в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ** изменений, направленных на реформирование института обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что базовым элементом функционирования российской системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения является институт обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом, действующий уже более 15 лет на базе законодательно закрепленного закрытого перечня операций.
Также согласно пояснительной записке, законопроектом предлагается усовершенствовать институт обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом путем:
Установления дифференцированного подхода к представлению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю (далее – ОПОК).
1. Дифференциация заключается в:
а) определении для каждой организации своих видов ОПОК, информацию по которым они представляют в Росфинмониторинг (благодаря этому сократится количество ОПОК для организаций небанковского сектора);
б) разделении ОПОК на операции и сделки (снизится нагрузка на организации банковского сектора, вследствие отсутствия необходимости запрашивать документы по сделкам).
2. Актуализации перечня ОПОК путем:
а) корректировки ОПОК, связанной с представлением информации об операциях некоммерческих организаций. Предлагается исключить обязанность представлять сведения об операциях нескольких видов НКО, дающих значительный объем нагрузки по количеству сообщений (органов государственной власти, иных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан). Предполагается, что это позволит существенно сократить регуляторную нагрузку на кредитные и некредитные финансовые организации;
б) исключения из ОПОК операций по:
- обмену юридическими и физическими лицами банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
- анонимным счетам;
- переводам денежных средств, осуществляемым некредитными организациями по поручению клиента.
Таким образом, принятие законопроекта позволит значительно снизить регуляторную нагрузку на организации банковского и иных секторов, а также привести перечень ОПОК в соответствие с существующими рисками в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
В частности, комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять во втором чтении данный законопроект с изменениями, которые повышают пороговую сумму для идентификации клиента при покупке ювелирных изделий с использованием банковской карты со 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб., ранее Минфин предлагал повысить порог до 600 тыс. руб.
Поправки в законопроект (№ 582426-7) были внесены группой депутатов во главе с руководителем комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым и одобрены на заседании комитета.
Согласно действующему законодательству, необходима идентификация при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней за наличный расчет на сумму более 40 тыс. руб. При оплате банковской картой идентификация нужна при покупке в розницу на сумму выше 100 тыс. руб. Одобренная к принятию во втором чтении поправка депутатов повышает порог идентификации для покупки по банковской карте до 200 тыс. руб.
Как сообщалось в конце мая, замглавы Минфина Алексей Моисеев направил в Росфинмониторинг и Госдуму письмо, в котором указывал на избыточность существующего ограничения в 100 тыс. руб., которое блокирует все преимущества онлайн-продаж и снижает конкурентоспособность алмазодобытчиков и ювелиров. Минфин предлагал повысить порог до 600 тыс. руб.
Дистанционная реализация украшений (при наличии сертификата для драгоценного камня и оттиска пробирного клейма для драгметалла) стала возможной только с декабря прошлого года, когда правительство приняло подготовленный Минфином проект соответствующего постановления. При расчетах картой платежи контролируются банками, которые обладают всей информацией для идентификации их владельцев, писал Моисеев. Увеличение порога будет коррелировать с рекомендацией FATF, по которой идентификация клиента проводится только при покупке драгметаллов и драгкамней на сумму от $15 тыс. (более 1 млн руб. по курсу ЦБ РФ). Помимо этого, по мнению Минфина, создаваемая сейчас Интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней (ГИИС ДМДК) позволит в режиме реального времени отслеживать сделки с ними на любую сумму.
* «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в целях совершенствования обязательного контроля)».
** «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».