ЦБ ответил на вопросы НСФР о порядке применения норм закона № 115-ФЗ в части отдельных операций, подлежащих обязательному контролю
Национальный совет финансового рынка (НСФР) получил ответ ЦБ на вопросы о порядке применения норм закона № 115-ФЗ (1) в части отдельных операций, подлежащих обязательному контролю.
В НСФР обращаются кредитные организации с вопросами о порядке исполнения требований закона № 115-ФЗ в части признания операций по зачислению на счет юридического лица денежных средств, внесенных в наличной форме, подлежащими обязательному контролю по коду вида операции 1011.
В этой связи НСФР подготовил и направил соответствующее обращение в Департамент финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ.
В ответе Департамента сформулированы следующие позиции:
1-2. Исходя из буквального прочтения нормы абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 6 закона № 115-ФЗ любое зачисление наличных денежных средств на банковский счет юридического лица в сумме, равной или превышающей 600 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте, вне зависимости от цели совершения такой операции, подлежит обязательному контролю.
При направлении сообщения в уполномоченный орган по операции внесения наличных денежных средств для зачисления на счет юридического лица показатели ФЭС заполняются следующим образом:
- показатели в отношении лица, совершающего операцию, и получателя по операции заполняются сведениями о лице, осуществляющем зачисление на счет денежных средств с учетом следующего: если наличные денежные средства внесены на счет представителем юридического лица (например, физическим лицом, действующим на основании доверенности), то лицом, совершающим операцию, и получателем по ней является юридическое лицо – владелец счета. В этом случае сведения о юридическом лице указываются в ФЭС однократно. При этом кредитная организация вправе самостоятельно определить с каким кодом статуса участника операции (сделки) отразить сведения о таком клиенте в ФЭС – как о лице, совершающем операцию (сделку), либо как о получателе по операции (сделке). Сведения о представителе клиента – юридического лица в рассматриваемом случае указываются в ФЭС в зависимости от статуса, определенного для самого клиента (представитель лица, совершающего операцию (сделку), либо представитель получателя по операции (сделке).
Если наличные денежные средства были внесены на счет лицом, не являющимся представителем юридического лица – владельца счета, а также кредитная организация не располагает информацией о статусе данного лица по отношению к клиенту – юридическому лицу, то такое лицо следует рассматривать в качестве контрагента клиента по операции. В этом случае сведения о таком лице подлежат отражению в ФЭС как о лице, совершающем операцию, а сведения о юридическом лице как о получателе по операции;
- показатель 10 "Код признака операции (сделки)" таблицы 3.2 Правил принимает значение <5> – для операции с наличными денежными средствами;
- блок "Сведения о переводах денежных средств, в том числе электронных денежных средств" отсутствует;
- блок "Сведения о внесении наличных денежных средств на свой банковский счет или о получении наличных денежных средств со своего банковского счета" заполняется в соответствии с описанием, приведенным в графе "Структура показателя и дополнительная информацияя» к показателям, входящим в состав указанного блока.
3. Порядок выявления и квалификации операции в качестве подлежащей обязательному контролю в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 6 закона № 115-ФЗ разрабатывается кредитной организацией самостоятельно в своих внутренних документах.
При этом обязанность кредитной организации по направлению сведений в уполномоченный орган о подлежащих обязательному контролю операциях возникает при наличии всей информации, необходимой для квалификации операций в качестве подлежащих обязательному контролю.
Полные тексты обращения и ответа ЦБ опубликованы на сайте НСФР.
(1) Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"