Интерфакс
8-800-222-44-14sales_support@interfax.ru
НовостиМероприятияВозможностиСтатистика
Перейти в систему
НовостиМероприятияВозможностиСтатистика
Перейти в систему
8-800-222-44-14sales_support@interfax.ru
Темы
    Все материалыСанкцииПОД/ФТУправление рисками и комплаенсАналитика и мненияЗаконодательство и судебная практика
Темы
    Все материалыСанкцииПОД/ФТУправление рисками и комплаенсАналитика и мненияЗаконодательство и судебная практика
Законодательство и судебная практика
27 марта 2019

ВС принял два противоположных решения в делах о повышенных комиссиях банков по сомнительным операциям

Shutterstock

Фото: Shutterstock

Верховный суд (ВС) обнародовал два определения ВС, где дал правовую оценку законности "заградительных" тарифов банков для клиентов, подозреваемых в совершении сомнительных операций с точки зрения закона (1) о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма (ОД/ФТ).

Оценивая по сути одни и те же комиссии, суд пришел к прямо противоположным выводам.

В первом споре Совкомбанк зачислил средства во вклад физлица, но при этом удержал с него 20% комиссии. Операцию по зачислению крупной суммы от юрлица во вклад физлица банк счел сомнительной с точки зрения 115-ФЗ. 

В определении ВС указал, что в 115-ФЗ "не содержатся нормы, позволяющие кредитным организациям в качестве мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение". То есть усомнился в законности таких комиссий. 

"Наша задача — сделать жизнь отмывателей невыносимой, донести до них, что мы самый невыгодный банк для их махинаций, поэтому взимание комиссий — это малая толика всех бед однодневок. Такой строгий подход к схемным операциям помогает нам быть одним из самых лояльных банков в плане антиотмывочных процедур по отношению к реальным операциям клиентов", — пояснил газете "Коммерсант" совладелец банка Сергей Хотимский.

Во втором случае ВС вынес определение по поводу комиссии в размере 10% от остатка по счету за снятие средств, которую удержал Альфа-банк при отказе в обслуживании сомнительного клиента-юрлица.

Банк неоднократно информировал Росфинмониторинг о подозрительных транзакциях компании, запрашивал у нее документы, потом отказал проведении операций и обслуживании. ВС счел действия законными, так как у банка были отдельные тарифы за вывод средств при отказе в обслуживании сомнительным с точки зрения 115-ФЗ клиентам, и необходимые меры с точки зрения закона банк принял.

Следует отметить, что единой позиции в отношении правомерности применения так называемых "заградительных" тарифов у судов нет.

Сам термин "заградительный тариф" упоминается в пункте 6.6.3 "Типовых правил внутреннего контроля кредитной организации", утвержденных АРБ (ред. от 13.03.2013). В соответствии с документом "в отношении клиентов, которым установлен критичный уровень риска, могут применяться следующие меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в банке, в том числе установление мер заградительного характера (заградительного тарифа) на операции клиента, если указанные меры предусмотрены действующими тарифами банка".

Цель индивидуального тарифа — создание таких условий, при которых недобросовестному клиенту, который совершает сомнительные/подозрительные операции (и, тем самым, вовлекает кредитную организацию в проведение нежелательных транзакций), будет экономически невыгодно проводить такие операции.

То есть, иными словами, установление "заградительных" тарифов — это инструмент для управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. В процессе легализации доходов именно банк является неким "фильтром", пройдя через который преступно полученные средства получают статус законно полученных: поэтому установление "заградительных" тарифов часто является необходимой мерой по созданию препятствий для проведения сомнительных операций.

Важно понимать, что типовые ПВК не являются нормативно-правовым актом и носят лишь рекомендательный характер. Так как действующее законодательство не содержит такого понятия, как "заградительный" тариф, его применение должно быть урегулировано актуальными тарифами конкретного банка. В таком случае применение соответствующей комиссии будет письменно согласовано самим клиентом — при этом риск обращения в суд будет минимизирован.

(1) Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Источник: http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1741152
Источник: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/ec616a90-fcd8-455e-bf80-687b1a2da62c/03ccfda2-121f-4c6e-a66d-07ef0a945f11/A40-47203-2018_20190226_Opredelenie.pdf
Теги: СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Еще по этой теме:

  • 15 августаВС РФ отклонил жалобу Sinopec на решение по иску к ФНС на возврат излишне уплаченного налога на дивиденды
  • 13 августаСуды и налоговая стали принимать во внимание санкции как смягчающий фактор при вынесении налоговых решений
  • 6 августаВС РФ подтвердил правомерность налоговых штрафов в период действия моратория на финансовые санкции
  • 5 августаВС РФ выскажется о правомерности банковских штрафов за игнорирование "антиотмывочных" запросов
подписаться на новости

Введите свой email и мы будем информировать о самых важных событиях в области комплаенс: изменения в законодательстве, аналитику, обновления санкционных списков и т.д.

Конфиденциальность ваших данных гарантируем.

  • Главная
  • Новости
  • Мероприятия
  • Возможности
  • Статистика
  • Контакты
  • Об Интерфаксе
16+

Сетевое издание «Х-Compliance». Доменное имя X-COMPLIANCE.RU. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 84696 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.02.2023.

Исторические данные: Сетевое издание «Х-Compliance». Доменное имя - XCO.NEWS. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 70754 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.08.2017.

Редакция сетевого издания «X-Compliance» не несет ответственность за мнения экспертов, использованные в материалах издания. Публикуемые мнения могут не совпадать как с позицией редакции сетевого издания «X-Compliance», так и с позицией органов и организаций, осуществляющих контроль и надзор в соответствующей сфере. Информация публикуется исключительно в целях доведения существующих экспертных мнений до сведения заинтересованных лиц.

© 1991–2025 АО «Финмаркет». Все права защищены.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения АО «Финмаркет»

Учредитель АО «Финмаркет»

127006, город Москва, улица Тверская-Ямская 1-я, дом 2, строение 1, комната 2411

Главный редактор Новиков А.В.

E-mail: info@x-compliance.ru

Телефон: +7 (495) 357-88-08

Если вы нашли опечатку на странице, нажмите Ctrl+Enter

Политика обработки персональных данныхУсловия использования информацииОбработка файлов cookieОбщие условия использования закрытой части X-Compliance