ВС РФ не стал объявлять незаконным "постсанкционное" разбирательство "Уралтрансмаша" с иностранным контрагентом за рубежом
Фото: Shutterstock
АО "Уралтрансмаш", которое подпало под западные санкции, не смогло добиться в Верховном суде (ВС) РФ запрета польской машиностроительной компании Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz Spylka Akcyjna (PESA) на ведение разбирательства в стокгольмском арбитраже, свидетельствует информация картотеки арбитражных дел. Но одновременно ВС РФ отменил решения нижестоящих судов, которые ранее тоже не нашли оснований для установления такого запрета, посчитав, что у "Уралтрансмаша" нет ограничений на доступ к правосудию за границей. Подобным образом ВС РФ поступает, когда не согласен с обоснованием отмененных решений.
Конфликт между "Уралтрансмашем" и PESA возник из-за срывов оплаты по договору 2013 года на поставку низкопольных трехсекционных трамвайных вагонов для Москвы, свидетельствуют материалы дела, напоминает "Интерфакс". В 2018 году PESA инициировала разбирательство в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма (The Arbitration Institute of the Stockholm Chamber of Commerce; Швеция), как это было предусмотрено договором. Требования были предъявлены на 55,23 млн евро. Российская компания приняла участие в назначении одного из арбитров, представила множество процессуальных документов, привлекла для правовой помощи отечественное адвокатское бюро BGP Litigation, а также предъявила встречный иск, говорится в материалах дела.
Но летом 2020 года "Уралтрансмаш" предпринял попытку заблокировать тяжбу за границей. Он попросил Арбитражный суд Свердловской области запретить PESA продолжать разбирательство в стокгольмском арбитраже на основании появившихся в июле 2020 в Арбитражном процессуальном кодексе (АПК) РФ норм, которые разрешают подпавшим под иностранные санкции лицам переносить тяжбы с зарубежными контрагентами в Россию и запрещать последним продолжать спор за границей (статьи 248.1 и 248.2). "Уралтрансмаш" как дочерняя организация оборонного АО "НПК "Уралвагонзавод" оказалась среди прочего под санкциями Евросоюза, в который входит Швеция.
Суды "Уралтрансмашу" отказали, указав, что он в полной мере реализует свои права в стокгольмском арбитраже. То есть, по мнению судов, не выполнено обязательное условие для удовлетворения его требования — наличие препятствий в доступе к правосудию за границей (пункт 4 статьи 248.1).
Обжалуя их решения в ВС РФ, предприятие указывало, что это правило на его случай не распространяется. В ходе заседания в ноябре 2021 года его представители настаивали, что условие об ограничении доступа к правосудию действует только в отношении истцов при подаче заявления, а не на ответчиков.
К моменту разбирательства в ВС РФ, еще в мае 2021 года, стокгольмский арбитраж частично удовлетворил требования PESO (сколько было взыскано, не раскрывалось — ред.). И теперь, говорил в ВС РФ представитель польской компании Владимир Мельников, запрещать PESO нечего — "полномочия арбитров полностью прекращены".
"Уралтрансмаш", по словам Мельникова, обжаловал решение арбитража в государственном апелляционном суде Швеции. Кроме того, добавлял представитель польской компании, российской предприятие может защищать свои права в РФ - в рамках исполнения решения на ее территории. Дело в том, что по действующему законодательству, PESA будет должна обратиться в российский арбитражный суд для признания и приведения в исполнение решения иностранного арбитража.
Представители "Уралтрансмаша" в ВС РФ говорили, что с учетом санкций правильным был бы вариант добровольного отказа PESA от предъявленных за рубежом требований и подачи иска в РФ. Юрист польской компании отверг этот вариант. По его словам, после отказа от требований за рубежом в России инициировать спор не удастся, так как российское процессуальное законодательство не допускает повторного обращения в суд с тождественными требованиями. Кроме того, добавил Мельников, сроки для подачи иска уже вышли.
ВС РФ после перерыва в полмесяца решил отменить решения нижестоящих судов и отклонить требования "Уралтрансмаша" в отношении запрета PESO вести спор в стокгольмском арбитраже. Мотивы такого решения станут известны после публикации полного текста определения.
"Уралвагонзавод" и "Уралтрансмаш" подпали под санкции ЕС на основании решения об ограничительных мерах в связи с действиями РФ, "дестабилизирующими ситуацию на Украине" в июле 2014 года. Эти санкции последовали за присоединением Крыма к России и вооруженным конфликтом на востоке Украины.