Доработанный законопроект о ЦФА вводит требования к операторам информационных систем и операторам обмена — директор департамента ЦБ
Доработанный ко второму чтению законопроект о цифровых финансовых активах (ЦФА) определяет основную инфраструктуру организации выпуска и обращения ЦФА, а также вводит требования к участникам этого процесса — операторам информационных систем и операторам обмена, рассказал в интервью агентству "Интерфакс" глава юридического департамента ЦБ РФ Алексей Гузнов.
Законопроект о ЦФА был принят в мае 2018 года, с тех пор документ претерпел значительные изменения.
"Что сейчас есть в законопроекте? Во-первых, определение того, что собой представляют цифровые финансовые активы. Это вид цифровых прав, который связан с денежными обязательствами, а также с требованиями, вытекающими из обращения ценных бумаг. В некотором смысле конструкция похожа на то, что собой представляют бездокументарные ценные бумаги, потому что они тоже электронная форма существования правовой и экономической сущности. Отличия между бездокументарными ценными бумагами и цифровыми финансовыми активами в способе организации учета и обращения", — сказал Гузнов.
Кроме того, в доработанном документе дается определение распределенного реестра, где обращаются и учитываются цифровые финансовые активы: распределенный реестр - это самостоятельная оригинальная информационная система.
"Для нас также было важно, чтобы цифровые финансовые активы не пересекались с теми объектами права, которые сейчас уже регулируются. Законопроект как раз и определяет, что собой представляют цифровые финансовые активы, и в то же время выстраивает водораздел, чтобы цифровые финансовые активы не смешивались с ценными бумагами и с безналичными денежными средствами", — указал директор департамента ЦБ.
Законопроект также определяет основную инфраструктуру организации выпуска и обращения цифровых финансовых активов, операторов информационных систем и операторов обмена, какие требования предъявляются к этим институтам и их руководителям. "Например, оператор информационной системы должен обладать компетенцией и фактическими возможностями разработать и поддерживать инфраструктуру информационной системы, выпускающую цифровые финансовые активы. Оператор обмена цифровых финансовых активов должен обладать запасом финансовой прочности, размер чистых активов такого юридического лица не может быть меньше 50 млн рублей", — сказал Гузнов.
В законопроекте также указывается, каковы основные обязанности обоих видов операторов, в частности, что они обязаны делать с точки зрения обеспечения информационной безопасности, систем внутреннего контроля, какие услуги они предоставляют лицам, которые собираются выпускать цифровые финансовые активы и планируют совершать с этими активами сделки.
"С учетом того, что это элемент финансового рынка, то такого рода институты — операторы информационной системы и операторы обмена — будут признаны некредитными финансовыми организациями, по крайней мере, так предполагается проектом, и соответственно, надзор за ними будет осуществлять Банк России", — заявил Гузнов.
Проблема криптовалюты и вообще криптоактивов состоит в том, что не очень понятно, каким образом обеспечивать в отношении них реализацию судебных решений об обращении взыскания, указал он. Поэтому проект закона предполагает обязать оператора информационной системы, где будет осуществляться выпуск цифровых финансовых активов, в случае необходимости обеспечить к ним доступ. "Технологически, как коллеги говорят, это возможно, хотя, может быть, это несколько не соответствует идеологии пресловутого биткойна, который базируется на анонимности и на том, что кроме владельца никто не может получить доступ к соответствующему условному имуществу в виде биткойнов, которые находятся в каком-то кошельке", — сказал он.
Кроме того, в рамках законопроекта решен вопрос с выпуском обеспеченных цифровых финансовых активов. Так, в решении о выпуске может быть указано, что цифровые финансовые активы выпускаются как обеспеченные имуществом их эмитента или третьих лиц, описание предмета обеспечения, а также условий обеспечения. По словам Гузнова, законопроект не содержит термина "стейблкоин".
"Мы применяем несколько другой понятийный ряд. Как я уже сказал, есть возможность выпуска цифровых финансовых активов, обеспеченных имуществом. Стейблкойн этому параметру отвечает", — указал директор департамента ЦБ.
Пилотный проект по выпуску и обороту цифровых прав на блокчейн-платформе компании "Норильский никель", реализованный в регуляторной "песочнице" ЦБ, во многом уже базировался на подходах законопроекта о ЦФА, заявил Гузнов.