ФНС опубликовала отчет о секторальной оценке рисков ОД/ФТ в игорном секторе
Федеральная налоговая служба (ФНС) России опубликовала отчет о секторальной оценке рисков отмывания преступных доходов (ОД) и финансирования терроризма (ФТ) игорного сектора — организаторов азартных игр и операторов лотерей.
ФНС следит за исполнением Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля. В рамках этого она контролирует организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и другие, основанные на риске, игры, в том числе в электронной форме.
В отчете налоговой службы указано, что в целом игорный сектор в России характеризуется умеренным уровнем криминализованности, однако потенциально может использоваться для целей совершения предикатных преступлений (предшествующим совершению других преступлений) и отмыванию средств. Организаторы азартных игр могут использоваться в качестве промежуточных звеньев цепочки легализации доходов для обхода внутреннего контроля банков, на счет (кошелек и др.) которых перечисляются денежные средства с последующим их возвратом. Также преступные доходы могут использоваться в качестве ставок с последующим возвратом выигрыша при прекращении участия в игорной деятельности или выводиться на счета номинальных лиц с последующим обналичиванием.
"Не исключена возможность вовлечения счетов операторов лотерей и игорных заведений в схемы транзита денежных средств между иными лицами по нехарактерным для их деятельности основаниям (например, переводы средств на основании договоров займа)", — отмечается в отчете ФНС.
Также в документе указано, что анализ информации, поступающей в Росфинмониторинг, свидетельствует об отсутствии совершенных в игорном секторе операций лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Однако даже несмотря на низкий уровень угрозы ФТ, организаторам азартных игр и операторам лотерей необходимо оценивать потенциальный риск финансирования терроризма при обслуживании клиентов, а также идентифицировать клиентов и выгодоприобретателей, сверяя их данные с перечнями лиц, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
По данным ФНС, для игорного сектора существует две угрозы ОД/ФТ: "теневой" игорный бизнес и транзит преступных доходов через счета букмекерских контор. Однако благодаря четкому механизму допуска субъектов игорного сектора на российский рынок и государственного контроля, преступники практически не допускаются к владению, контролю и занятию руководящих должностей в игорном секторе.
"Незначительный масштаб сектора, небольшой объем сомнительных финансовых операций с участием его субъектов и отсутствие массовости случаев использования в схемах ОД формируют вывод об умеренном уровне угрозы, умеренном уровне уязвимости, и, как следствие, умеренном уровне риска использования сектора для целей ОД/ФТ", — отмечается в отчете ФНС.
Для снижения рисков в игорном секторе ФНС планирует добиться внесудебного ограничения доступа к сайтам с незаконной игорной деятельностью, усовершенствовать меры контрольного реагирования, а также работать над повышением качества систем внутреннего контроля поднадзорных организаций и информации с акцентом на выявленные риски ОД/ФТ; проводить соответствующие информационно-разъяснительные мероприятия.