Наиболее распространенными нарушениями законодательства о ПОД/ФТ являются нарушения в части внутреннего контроля – Росфинмониторинг
Одним из наиболее активных участников мероприятий по противодействию отмыванию преступных доходов и, как следствие, работы по подготовке к проведению четвертого раунда взаимных оценок Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ — от англ. Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF) являются органы прокуратуры Российской Федерации, рассматривающие данную сферу как приоритетное направление деятельности
В настоящее время в Российской Федерации ведется системная работа по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе во взаимодействии с иностранными государствами и международными организациями, а также с учетом накопленного ими опыта. В целях активизации работы на данном направлении Генеральным прокурором Российской Федерации 08.02.2017 г. издан приказ № 87, в силу которого прокурорам поручено обеспечить эффективность организации и действенность надзора за соблюдением законов в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма.
Результаты надзора на данном направлении находятся под постоянным контролем в Генеральной прокуратуре Российской Федерации. По итогам проводимой аналитической работы прокурорам указывается на недостатки либо распространяется положительный опыт, готовятся документы методического характера, раскрывающие порядок и тактические особенности проведения органами прокуратуры проверочных мероприятий, выбор средств реагирования на выявленные нарушения.
Практика прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства свидетельствует, что наиболее распространенными являются нарушения законодательства о противодействии легализации преступных доходов в части организации и осуществления внутреннего контроля. Так, в Республиках Башкортостан, Татарстан, Воронежской, Смоленской областях, г. Москве установлены и пресечены факты непрохождения руководителями организаций и специальными должностными лицами, ответственными за соблюдение правил внутреннего контроля, обязательной подготовки и обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов. Вскрыты случаи неисполнения хозяйствующими субъектами обязанностей по разработке правил внутреннего контроля и программ их осуществления. Виновные лица на основании материалов прокурорских проверок привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 (неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основанием для принятия мер прокурорского реагирования в Республиках Карелия, Хакасия, Курской, Сахалинской областях, городах Москве и Санкт-Петербурге послужило несоответствие названных программ и правил действующему законодательству. Принесенные на правовые акты протесты прокуроров рассмотрены и удовлетворены. После вмешательства органов прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа, Вологодской, Московской, Ростовской, Рязанской областей устранены нарушения законодательства, связанные с ненаправлением предусмотренных законом сведений в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Следует отметить положительную практику по блокировке доступа к интернет-сайтам, на которых размещается информация о способах легализации преступных доходов, «обналичивания» денежных средств и совершения иных связанных с этим правонарушений. По таким фактам прокурорами Нижегородской области и г. Санкт-Петербурга в суды направлены заявления о признании соответствующей информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. При наличии оснований рассматриваются вопросы о направлении материалов проверки в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, в целях противодействия легализации преступных доходов посредством использования фирм-однодневок по материалам совместной проверки органов прокуратуры и налоговой службы в Чеченской Республике возбуждено 20 уголовных дел по части 1 статьи 173.1 (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица) и статье 173.2 (незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица) Уголовного кодекса Российской Федерации по фактам создания фирм через подставных лиц и представления в налоговую инспекцию заведомо ложных сведений об их участниках.
Одновременно с этим проводится работа по пресечению фактов регистрации фиктивных фирм, в том числе путем использования мер гражданско-правового характера. Например, в связи с выявлением фактов непредставления в регистрирующий орган данных об изменении сведений о юридическом лице суды удовлетворили заявления органов прокуратуры Иркутской области о признании незаконным бездействия юридических лиц и о понуждении принять меры к регистрации изменений в установленном порядке.
Прокурорами повсеместно принимались меры координационного характера, направленные на повышение эффективности противодействия преступлениям, связанным с отмыванием преступно нажитого дохода. Результаты указанной деятельности неоднократно рассматривались на межведомственных и координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов.
Так, в целях повышения уровня взаимодействия правоохранительных органов в прокуратурах субъектов Российской Федерации созданы межведомственные рабочие группы, проведены координационные совещания руководителей правоохранительных органов.
В Генеральной прокуратуре создана и успешно работает Межведомственная рабочая группа по противодействию преступлениям в сфере экономики. Основные усилия участников группы, среди которых Банк России, МВД России и ФСБ России, сосредоточены на установлении и пресечении фактов незаконных финансовых операций, в том числе направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем.
В целях повышения эффективности проводимой работы обеспечена централизованная передача Банком России сведений о сомнительных финансовых операциях в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. В дальнейшем ею координируется проведение проверочных мероприятий и контролируются результаты рассмотрения названных сообщений. Организованная системная работа совместно с органами финансовой разведки и Банка России дает положительные результаты.
Так, в рамках проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с МВД России, ФСБ России и Росфинмониторингом проверочных мероприятий вскрыто хищение бюджетных средств в сумме около 1 млн долларов США, выделенных на создание инновационного предприятия.
Как показала проверка, директор данного предприятия ввел в заблуждение контрагентов и потребовал перечислить денежные средства за поставляемую продукцию на счета подконтрольной ему компании. Затем денежные средства для придания законного вида владения по фиктивным контрактам перечислялись на счета фирм-однодневок, которыми уже отмытые средства перечислялись на счета супруги директора предприятия.
На основании собранных Генеральной прокуратурой материалов проверки следственным органом было принято решение о возбуждении уголовного дела. По итогам его расследования приговором суда директор предприятия признан виновным в совершении мошенничества и легализации (отмывании) денежных средств с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на четыре года.
Результаты проводимой работы обсуждались на мероприятиях в связи с четвертым раундом взаимных оценок ФАТФ, а также на иных мероприятиях, проводимых под эгидой данной организации.
СПРАВКА: МВД России, являясь одним из основных участников правоохранительного блока российской системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), обеспечивает выявление и расследование фактов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма и принятие обеспечительных мер в целях последующей конфискации или возмещения ущерба.