Интерфакс
8-800-222-44-14sales_support@interfax.ru
НовостиМероприятияВозможностиСтатистика
Перейти в систему
НовостиМероприятияВозможностиСтатистика
Перейти в систему
8-800-222-44-14sales_support@interfax.ru
Темы
    Все материалыСанкцииПОД/ФТУправление рисками и комплаенсАналитика и мненияЗаконодательство и судебная практика
Темы
    Все материалыСанкцииПОД/ФТУправление рисками и комплаенсАналитика и мненияЗаконодательство и судебная практика
ПОД/ФТ
21 сентября 2019

Представители Генпрокуратуры рассказали о мерах против фирм-однодневок и "технических" организаций

Сотрудники Научно-исследовательского института Генпрокуратуры Андрей Воронцов и Евгений Ступаченко в статье для журнала "Финансовая безопасность" рассказали о мерах против фирм-однодневок и "технических" организаций.

Одним из наиболее распространенных способов хищения и нецелевого освоения бюджетных средств является использование фирм-однодневок, понятие которых в федеральном законодательстве не раскрывается. Согласно позиции ФНС, под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации.

В большинстве случаев фирмы-однодневки регистрируются по подложным (фальсифицированным, утраченным) документам на подставных, в том числе умерших, граждан.

Правоохранительными и контрольно-надзорными органами выявляются следующие основные признаки, характерные для фирм-однодневок:

  • создание по адресу массовой регистрации;
  • незначительный (минимальный) размер уставного капитала;
  • отсутствие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения (государственного) контракта;
  • открытие расчетного счета организации без непосредственного присутствия и участия руководителя организации (представителем по доверенности);
  • недавняя регистрация организации (за несколько недель или месяцев до даты объявления торгов);
  • отсутствие опыта работы, связанного с предметом государственного (муниципального) контракта, и деловой репутации;
  • отсутствие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения государственного (муниципального) контракта;
  • отсутствие непосредственных контактов с контрагентами;
  • отсутствие документов, которые подтверждают личность и полномочия руководителя организации и (или) его представителя;
  • сделки с контрагентом содержат в себе условия, которые не характерны для обычной практики;
  • отсутствие в штатном расписании организации лица, отвечающего за бухгалтерский учет (главного бухгалтера);
  • отсутствие налоговой отчетности (подача налоговой отчетности с нулевыми показателями) и др.

Обобщение следственно-судебной практики показывает, что основными целями создания таких организаций являются:

  • хищение бюджетных средств, в том числе путем участия в контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также государственного оборонного заказа (ГОЗ);
  • контрабанда товаров и другие таможенные правонарушения (преступления);
  • получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от исполнения налоговой обязанности, необоснованное возмещение НДС.

Анализ имеющейся практики свидетельствует о том, что к настоящему времени правоохранительными и контрольно-надзорными органами наработан большой опыт, способствующий, по нашему мнению, достаточно эффективному выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок. Кроме того, эти органы обладают базами данных, информация в которых может способствовать выявлению признаков фирм-однодневок и минимизации рисков их использования при освоении бюджетных средств.

Так, МВД имеет базы по безвестно отсутствующим гражданам, утраченным и признанным недействительными паспортам, а также сведениями об умерших, Росфинмониторинг — сведениями по сомнительным сделкам и участвующим в них банкам и юридическим лицам, ФТС — по невозврату валютной выручки из-за рубежа и контрабанде товаров. Минобороны посредством мониторинга специальных счетов обладает информацией о всей цепочке кооперации в сфере ГОЗ.

Самыми большими массивами информации и опытом по выявлению фирм-однодневок обладает ФНС. По сообщению руководителя ФНС М. В. Мишустина от 06.05.2019, в настоящее время налоговыми органами фиксируется минимальное количество организаций, имеющих признаки фирм-однодневок, их менее 5% (около 187 тыс.) из всего числа действующих компаний (около 4 млн). Фактическое использование фирм-однодневок уходит в прошлое.

Алгоритмы действий налогового органа при выявлении фирм-однодневок разнообразны, так как зависят от того, на каком этапе создания и деятельности выявлены признаки таких фирм.

Так, при представлении документов для государственной регистрации юридического лица, содержащих недостоверные сведения, налоговые органы отказывают в государственной регистрации.

При выявлении признаков фирмы-однодневки, связанных с неуплатой налогов, непредставлением налоговых деклараций, справок по форме 6-НДФЛ, необеспечением получения от налогового органа по месту нахождения организации документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, налоговый орган использует приостановление операций по счетам фирмы-однодневки в банках, а также переводов электронных денежных средств, то есть применяет способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.

Особое внимание уделяется выявлению фирм-однодневок при проведении предпроверочного анализа, камеральных и выездных налоговых проверок, в том числе с использованием ведомственных компьютерных программ. В частности, с 2015 года в ФНС действует новая система камерального контроля по НДС, с помощью которой налоговые органы пресекают использование схем с фирмами-однодневками.

В этом же году создан Федеральный центр обработки данных ФНС для консолидации, обработки, анализа и хранения всей электронной налоговой информации в одной точке. Все отчеты по НДС попадают в общероссийскую базу, для работы с которой используется программа АСК НДС-2 (программа автоматизированного контроля за НДС, вторая версия). Программа направлена на сравнение данных о каждой операции по цепочке движения товара (работы, услуги) в автоматическом режиме.

Система уплаты НДС предполагает, что в случаях, когда налогоплательщик приобретает товары (работы, услуги) у контрагента и принимает НДС к вычету, он отражает этот НДС в книге покупок. Контрагент должен отразить эту же сумму НДС в книге продаж. Данные налогового учета у налогоплательщика и у контрагента по такой операции должны сходиться. Если есть расхождения в отражении НДС у налогоплательщика и его контрагента, то они выявляются моментально при представлении деклараций в электронном виде.

Причем такие расхождения видны по всей цепочке контрагентов — между налогоплательщиком и его поставщиком, поставщиком поставщика и т. д. Если в данной цепочке организаций присутствует фирма-однодневка, которая уклоняется от полноценного отражения и уплаты НДС, она будет выявлена.

В документах ФНС можно проследить рациональный подход при работе с фирмами-однодневками, направленный на прояснение вопроса, в чьих интересах создана фирма-однодневка. При обнаружении номинальных руководителей налоговые органы путем отслеживания денежных потоков и установления лица, получившего необоснованную налоговую выгоду, принимают меры к установлению реальных руководителей, основных налогоплательщиков (бенефициаров) фирмы-однодневки. Такие действия осуществляются в рамках налогового контроля.

Следует отметить, что в связи с активизацией противодействия деятельности фирм-однодневок все большее распространение получает использование в качестве "технических" организаций юридических лиц, которые зарегистрированы в установленном порядке, осуществляют реальную предпринимательскую деятельность, предоставляют налоговую отчетность, однако являются аффилированными с государственными (муниципальными) заказчиками и иными участниками бюджетного процесса, что позволяет им участвовать в неправомерном освоении бюджетных средств.

При этом данные организации формально могут не обладать признаками аффилированности, указанными в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и иных законодательных актах. Для выявления таких "технических" организаций требуется серьезная аналитическая деятельность, связанная с установлением хозяйственных связей как самой организации, так и ее учредителей и руководителей, а также фактическим обследованием производственной базы и анализом расчетов и банковских проводок.

Определенные проблемы возникают у государственных (муниципальных) заказчиков при проверке участников закупок. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссии по осуществлению закупок проверяют соответствие участников закупок требованиям, установленным в ст. 31 данного закона.

Согласно п. 3 ст. 62 Федерального закона от 23.12.2012 № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" государственный заказчик в целях контроля за целевым использованием головным исполнителем бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на оплату поставок продукции по ГОЗ, вправе направлять запросы в налоговые органы, таможенные органы, ПФР и иные органы и организации.

Федеральным законодательством сроки рассмотрения правоохранительными и контрольнонадзорными органами запросов государственных (муниципальных) заказчиков о предоставлении сведений об участниках закупок не определены. Вместе с тем конкурентные процедуры закупок требуют решения вопроса об определении победителей в сокращенные сроки (например, конкурс — 20 дней, электронный аукцион — 3 рабочих дня, запрос котировок — 1 день), в связи с чем государственные (муниципальные) заказчики по объективным причинам вынуждены без должной проверки заключать контракты с организациями, формально представившими необходимый комплект документов (среди них могут быть как фирмы-однодневки, так и "технические" организации).

С учетом опыта по противодействию фирмам-однодневкам и иным "техническим" организациям, накопленного правоохранительными и контрольно-надзорными органами, назрела необходимость разработки проекта межведомственного соглашения по организации информационного взаимодействия в указанной сфере. Основными целями информационного взаимодействия следует обозначить предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, связанных с хищением бюджетных средств, таможенных и налоговых преступлений, а также накопление в базах данных сведений о фирмах-однодневках, "технических" организациях и их учредителях.

Межведомственное информационное взаимодействие может осуществляться в следующих формах:

  • взаимное предоставление информации, содержащейся в базах данных правоохранительных и контрольно-надзорных органов;
  • информирование правоохранительных органов о выявленных фактах нарушений законодательства, содержащих признаки преступления, а также причинах и условиях, им способствующих;
  • информирование налоговых органов о фирмах-однодневках в целях принятия мер по их ликвидации; — информирование по запросам государственных (муниципальных) заказчиков, в том числе заказчиков ГОЗ, о фирмах-однодневках и "технических" организациях.

Представляется необходимым, чтобы государственные (муниципальные) заказчики, в том числе заказчики ГОЗ, могли иметь доступ в режиме онлайн к массивам информации об организациях, имеющих признаки фирм-однодневок и "технических" организаций.

Источник: http://www.fedsfm.ru/content/files/%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB/2019/fb_24_final.pdf
Теги: МЕРЫ ПО ПОД/ФТ, СХЕМЫ

Еще по этой теме:

  • 2 июляFATF предупредила о рисках для России от сотрудничества с КНДР
  • 30 июняРосфинмониторинг обсудил с ведомствами противодействие незаконным финансовым операциям
  • 24 июняПутин подписал закон о внесении поправок в 115 ФЗ о заморозке денег причастных к диверсиям лиц
  • 24 июняРосфинмониторинг рассказал на ПМЭФ-2025 о финансовой безопасности молодежи
подписаться на новости

Введите свой email и мы будем информировать о самых важных событиях в области комплаенс: изменения в законодательстве, аналитику, обновления санкционных списков и т.д.

Конфиденциальность ваших данных гарантируем.

  • Главная
  • Новости
  • Мероприятия
  • Возможности
  • Статистика
  • Контакты
  • Об Интерфаксе
16+

Сетевое издание «Х-Compliance». Доменное имя X-COMPLIANCE.RU. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 84696 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.02.2023.

Исторические данные: Сетевое издание «Х-Compliance». Доменное имя - XCO.NEWS. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 70754 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.08.2017.

Редакция сетевого издания «X-Compliance» не несет ответственность за мнения экспертов, использованные в материалах издания. Публикуемые мнения могут не совпадать как с позицией редакции сетевого издания «X-Compliance», так и с позицией органов и организаций, осуществляющих контроль и надзор в соответствующей сфере. Информация публикуется исключительно в целях доведения существующих экспертных мнений до сведения заинтересованных лиц.

© 1991–2025 АО «Финмаркет». Все права защищены.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения АО «Финмаркет»

Учредитель АО «Финмаркет»

127006, город Москва, улица Тверская-Ямская 1-я, дом 2, строение 1, комната 2411

Главный редактор Новиков А.В.

E-mail: info@x-compliance.ru

Телефон: +7 (495) 357-88-08

Если вы нашли опечатку на странице, нажмите Ctrl+Enter

Политика обработки персональных данныхУсловия использования информацииОбработка файлов cookieОбщие условия использования закрытой части X-Compliance