Ритейл выиграет от введения ЦБ цифрового рубля, но банки могут взять реванш — СМИ
Ритейл в случае введения Банком России в оборот цифрового рубля станет главным и относительно крупным, в размере десятков миллиардов рублей, бенефициаром этого процесса, сообщил "Коммерсант".
Обзор "Якова и партнеров" "Будущее платежных систем определено?" оценивает возможные краткосрочные прибыли и потери, а также сценарии изменений на рынках, связанные с проектом цифровой валюты центробанка (ЦВЦБ) Банка России — цифрового рубля, сейчас реализованного в пилотных проектах ЦБ. Хотя перспективы ЦВЦБ в России формально не определены, эксперты "Якова и партнеров" считают проект с большой вероятностью реализуемым Банком России достаточно быстро, особенно в свете последних изменений на рынках — ухода из РФ платежных систем Visa и Mastercard, закрытия платежных систем типа ApplePay и GooglePay, успешного развития системы быстрых платежей (СБП) и платежной системы НСПК "Мир", продолжения быстрого развития онлайн-торговли.
Россия, по оценке экспертов, — "один из самых развитых рынков платежей в мире", и в 2022 году, несмотря на санкции, взрывной рост безналичных расчетов продолжился — до 78% таких расчетов в обороте с 74% в 2021 году. РФ — юрисдикция с тремя компонентами платежной инфраструктуры, что свойственно 11% из 75 стран, изученных экспертами (собственная система моментальных платежей, проект ЦВЦБ в пилоте и собственная карточная система, в 35% стран есть только два компонента). Взрыв популярности "оплаты смартфонами" в РФ с середины 2010-х недооценивается: в 2019 году 90% POS-терминалов в стране поддерживали эту технологию (в 2018 году Россия была мировым лидером в бесконтактных платежах), того же уровня в среднем мир достигнет к 2025 году.
Оплата по QR-кодам в РФ также рассматривается как большая возможность, но цифровой рубль, полагают "Яков и партнеры", близок к реальности будущего, и это поменяет перспективы еще раз.
ЦВЦБ вряд ли займет основную долю объема розничных платежей, констатируют эксперты, но он будет активно продвигаться ЦБ и найдет свою нишу — что, безусловно, снизит прибыльность банков и в определенной степени доходы потребителей, сократив программы кешбэка, триумфально распространявшиеся в последние годы в РФ. Оценка "Якова и партнеров" потерь банков в этом сценарии — до 50 млрд руб. в год через 3–5 лет после запуска ЦВЦБ. Ритейлеры станут главным выгодоприобретателем изменений — их выигрыш должен составить порядка 80 млрд руб. в год на горизонте 5–7 лет при существенно меньших инвестициях.