Росфинмониторинг рассказал о нюансах выявления аудиторами подозрительных операций
Одним из ключевых требований законодательства РФ о ПОД/ФТ/ФРОМУ для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, является информирование Росфинмониторинга о подозрительных операциях клиентов, выявляемых при оказании аудиторских услуг.
Эффективному выявлению подозрительных операций должна предшествовать оценка степени (уровня) риска клиента, основанная на: результатах идентификации клиента, его представителя и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарных владельцев клиента; комплексном изучении клиента с учетом специфики сектора экономики, в котором клиент осуществляет деятельность, его организационной структуры, характера используемых им ресурсов (услуг); анализе операций клиента на предмет соответствия характеру и виду осуществляемой деятельности; других факторов.
При оценке степени (уровня) риска клиента аудитор должен учитывать результаты национальной и секторальных оценок рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, новые типологии и схемы отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, информационные письма (сообщения), содержащие признаки операций, виды и направления деятельности, имеющие повышенные риски совершения операций в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, доводимые Росфинмониторингом до аудиторов через их Личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга, а также результаты проводимого аудитором анализа в целях выявления операций, сведения о которых подлежат представлению в Росфинмониторинг.
Так, согласно результатам Национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (2021-2022), в настоящее время сохраняются риски, связанные с деятельностью организаций определенных отраслей экономики и форм собственности, а также с характером и географической направленностью финансовых операций.
Особое внимание при оказании аудиторских услуг аудиторам следует уделять операциям с денежными средствами, имеющими бюджетное происхождение.
В целях повышения результативности работы по ПОД/ФТ аудиторам следует дополнительно проанализировать принятые ими подходы к оценке рисков клиентов, выявлению подозрительных операций и направлению информации о них в Росфинмониторинг, и при необходимости скорректировать систему внутреннего контроля.