Суды нашли свой путь борьбы с подозрительными сделками в рамках ПОД/ФТ, но хотят совершенствования закона - ВС РФ
Российские суды начали противодействовать исполнению подтвержденных в судебном порядке подозрительных сделок, привлекая к участию в судебных процессах Росфинмониторинг.
"Формируется судебная практика, когда суды признают необходимость исследования обстоятельств заключаемых сторонами сделок в целях исключения ситуаций, при которых судебные решения и исполнительные листы используются исключительно для легализации противоправных действий", - заявила на международном юридическом форуме по Владивостоке во вторник судья Верховного суда (ВС) РФ Татьяна Завьялова.
Российское законодательство, прежде всего федеральный закон № 115 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", обязывает банки блокировать сомнительные операции клиента, если он не подтверждает исчерпывающим образом происхождение средств. Однако существует лазейка: банк обязан списать деньги с банковского счета, если основанием является не распоряжение клиента, а вступившее в силу решение суда и исполнительный документ.
В этой ситуации, рассказывала Т.Завьялова, участники операции инициируют судебный процесс, в рамках которого ответчик по согласованию с истцом признает заявленные требования. "Возникает ситуация, при которой формально иск подлежит удовлетворению с проведением процедуры исполнительного производства, без проверки со стороны кредитной организации легальности капитала", - констатировала она.
Процессуальное законодательство ограничивает возможности суда для изучения обстоятельств дела в подобных ситуациях, но судебные органы нашли способ решения этой проблемы. По словам Т.Завьяловой, для достижения этой цели к участию в деле в необходимых случаях привлекается Росфинмониторинг.
"Мне представляется, что в отсутствие иных законодательных барьеров для недобросовестных участников гражданского оборота такая процессуальная форма участия уполномоченного органа не противоречит действующему законодательству и позволяет установить все обстоятельства заключаемых сделок, подтвердить либо опровергнуть наличие признаков сомнительности финансовых операций", - отметила Т.Завьялова.
Эта мера, судя по словам судьи, оказывается эффективной. "Сам факт привлечения Росфинмониторинга приводит к отказу истца от иска либо влечет оставление иска без рассмотрения ввиду неявки истца в судебное заседание", - сказала Т.Завьялова.
Такие действия, по ее мнению, допустимы с учетом "всей важности рассматриваемой проблемы и несовершенство соответствующей правовой базы".
Там не менее, требуется совершенствование законодательной базы, отметила Т.Завьялова. "Необходимо проводить работу по закреплению на законодательном уровне возможности приостановления исполнительных действий и (или) банковских операций по перечислению взыскателю денежных сумм на основании исполнительного листа при выявлении противоправных фактов", - сказала судья.
Конкретный механизм приостановления или отказа банка в исполнении исполнительного документа, по мнению Т.Завьяловой, надо установить в соответствующих законах. "Во избежание нарушения баланса частных и публичных интересов (этот механизм должен – ред.) предусматривать эффективную защиту прав взыскателя от необоснованных действий банка, определение имущественной ответственности кредитной организации и государства за необоснованное препятствование в исполнении исполнительного документа", - добавила судья.