ВС РФ на примере EY изучит ответственность консультантов за доначисление налогов
Верховный суд (ВС) РФ определит возможность взыскания с консультантов убытков, которые были вызваны доплатой налогов вследствие применения ошибочных рекомендаций.
Это вопрос, согласно арбитражной картотеке, с которой ознакомился "Интерфакс", судебная коллегия по экономическим спорам (СКЭС) ВС РФ рассмотрит на примере спора ритейлера "Посуда сервис" с московским филиалом компании, входящей в международную аудиторско-консалтинговую сети Ernst & Young (EY). Ранее она называлась Ernst & Young (CIS) B.V., ныне — Euripus B.V.
В 2015 году консультанты из EY за 398 тыс. рублей разработали для ООО "Посуда-центр сервис" проект методики списания товарных потерь для целей расчета налога на прибыль. Согласно предложенному подходу, можно было классифицировать как хищения товарные потери и относить соответствующие затраты на внереализационные расходы, но не обращаться при этом в правоохранительные органы. Достаточно провести инвентаризацию и подтвердить поступление товара в торговые залы, устанавливал проект методики (здесь и далее изложение по материалам дела).
Ритейлер использовал эти предложения на практике, но ФНС сочла такой поход незаконным. По итогам выездной проверки за 2014-2015 годы налоговый орган доначислил компании 67,92 млн рублей налогов, из которых 27,89 млн рублей налога на прибыль и 25,08 млн рублей НДС, а также пени и штрафы. Налоговый орган исходил из подпункта 5 части 2 статьи 265 Налогового кодекса (НК) РФ, согласно которому для отнесения к внереализационным расходам недостачи товаров и убытков от хищений требуется документальное подтверждение от уполномоченного органа госвласти факта отсутствия виновных лиц. Эта норма действует с 2001 года и до настоящего времени не менялась, позднее в судах говорили юристы торговой сети.
Поскольку таких подтверждений от правоохранительных органов не было, то налоговый орган констатировал необоснованное занижение налоговой базы на величину товарных потерь. Кроме того, он доначислил и НДС, расценив происшедшее как безвозмездную реализацию имущества. Оспорить в судах доначисление компании не удалось.
Договор не предусматривал ответственности консультантов перед заказчиком на случай доначисления налогов, но ритейлер все равно обратился в суд с иском о взыскании 11,73 млн рублей убытков с филиала Ernst & Young (CIS) B.V., из которых 398 тыс. стоимость услуг по договору, 10,82 млн рублей пеней и 516 тыс. рублей штрафов. Заявитель обращал внимание, в частности, на то, что юристы не уведомляли его как клиента о рисках доначисления НДС при использовании методики.
Консультанты претензии не признали и настаивали на отсутствии причинно-следственной связи между оказанными по договору услугами и расходами истца. Кроме того, юристы EY подчеркивали, что компанию не привлекли к сопровождению выездной налоговой проверки, в связи с чем у нее отсутствовала возможность дать истцу необходимые инструкции по составу доказательной базы.
Арбитражный суд Москвы отказал "Посуде-центр сервису" во взыскании убытков. Первая инстанция исходила из того, что услуги по договору оказаны и приняты клиентом, а использование предложенной методики является его самостоятельным управленческим решением.
Апелляция и кассация оставили это решение в силе, но ритейлер направил жалобу в ВС РФ. В ней он настаивает, что "причинно-следственная связь между оказанными ответчиком консультациями и причиненными истцу убытками очевидна". EY, "как профессионал по налоговому консультированию и аудиторской деятельности, не могла не знать содержание подпункта 5 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса", указывает заявитель. И "исходя из презумпции осведомленности профессионального налогового консультанта о действующем правовом регулировании", ритейлер полагает, что EY "умышленно предоставила методику, противоречащую закону".
Не согласен "Посуда-центр сервис" и с выводом судов о том, что применение спорной методики являлось его самостоятельным управленческим решением. "Потребительская ценность от налоговых консультаций заключается в практическом использовании их результатов, иначе они лишены экономического смысла. <...> Обращение за профессиональной консультацией подразумевает последующее применение полученных рекомендаций, а не отказ от их использования", — приводится в материалах суда аргументы из жалобы заявителя.
Судья Наталья Чучунова передала ее на рассмотрение СКЭС ВС РФ. Заседание назначено на 6 февраля.
"Посуда-центр" — сеть магазинов товаров для дома в России формата Cash&Carry. Представлена в 31 городе страны с 38 торговыми объектами, говорится на сайте компании. Юридическое лицо ритейлера — ООО "Посуда-центр сервис" — принадлежит в равных долях Алексею Красовскому и Геннадию Фурсову. Выручка за 2022 год составила 3,35 млрд рублей, чистая прибыль 216 млн рублей, свидетельствуют данные аналитической системы "СПАРК-Интерфакс".
Весной 2022 года на фоне ухода международных брендов из РФ из-за начала военной операции на Украине российские сотрудники отделились от международной сети EY. Действовавшее под этим брендом российское юрлицо ООО "Эрнст энд Янг" было переименовано в ООО "Центр аудиторских технологий и решений - аудиторские услуги", а после ребрендинга компания продолжила работу под названием Б1.