Данные легальных клиентов банков попали в мошенническую базу ЦБ
Данные легальных клиентов российских банков попали в базу Банка России с реквизитами мошеннических счетов, пишет РБК со ссылкой на источники. Из-за этого у них возникли проблемы с обслуживанием в кредитных организациях. Для решения проблемы банки и ЦБ разрабатывают законодательный механизм.
ЦБ формирует базу "О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента" на основе информации о счетах физических и юридических лиц, которую регулятору направляют банки и другие операторы платежных систем. Она содержит сведения о совершенных операциях, плательщиках и получателях денег и т.д. Также с этого года банки должны на два дня блокировать денежные переводы, в случае если реквизиты получателя содержатся в указанной базе данных ЦБ.
Сведения о получателях платежа попадают в базу на основании
информации и от банка — отправителя платежа, и от банка-получателя, затем ЦБ их
проверяет и включает в базу на основе определенных правил и алгоритмов. Поэтому,
заявил представитель регулятора, "риск необоснованного попадания сведений в
базу данных Банка России минимален".
Однако, по мнению источника издания, физлица могли оказаться
в базе данных ЦБ, если их персональные данные были слиты и использованы
мошенниками для открытия счетов, на которые они переводили украденные деньги. Другой
источник пояснил, что существует две базы: со счетами, которые замечены в
мошеннических переводах, и с реквизитами, которые фигурируют в уголовных делах.
По его словам, если в первом случае легальные клиенты могут обратиться в свой
банк или ЦБ, чтобы исключить данные из черного списка, то во втором случае сделать
это невозможно, пока идет расследование.
"Такая проблема
существует. Добросовестные физические лица — клиенты банков могут попадать в
так называемый черный список — базу данных Банка России. В базе содержатся
сведения о проведенных операциях без согласия клиента или попытках проведения
таких операций, так как мошенники могут использовать их паспортные данные для
открытия электронных кошельков, на которые потом переводят украденные деньги.
Однако в настоящее время ассоциацией не зафиксирован массовый характер такой
проблемы", — рассказала вице-президент Ассоциации банков России (АБР) Яна
Епифанова.
Ранее ЦБ отмечал: если компания или физлицо не согласны с включением их реквизитов в базу данных, то необходимо обратиться в обслуживающий банк или подать заявление на сайте Банка России. Регулятор рассмотрит обращение в течение предусмотренного законом времени и сообщит о решении клиенту банка или самой кредитной организации.
По словам Епифановой, сейчас идет проработка создания банками и регулятором законодательного механизма, который позволит добросовестным клиентам, у которых украли персональные данные, доказать свою легитимность в банках, где они обслуживаются.