Эксперт рассказал, как не попасть под необоснованную блокировку банковских счетов
ЦБ РФ признал, что жалобы клиентов на необоснованную блокировку банковских счетов возросли, и борясь с мошенничеством, регулятор в чем-то перегнул палку. Заместитель руководителя НСФР Александр Наумов рассказал X-Compliance, что нужно делать, чтобы подобные ограничения не коснулись добросовестных клиентов банков.
Чаще всего, по его словам, счета блокируются из-за подозрений совершения операции без добровольного согласия клиента или мошенничества. Напомним, что, согласно закону, банки могут блокировать карты клиентов или возможности перевода средств для борьбы с мошенничеством (N161-ФЗ), в том числе с дропами (помогают обналичивать или переводить украденные мошенниками средства), а также при подозрении на отмывание доходов и финансирование терроризма (N115-ФЗ).
Так, поводом для блокировки может стать наличие реквизитов в базе данных ЦБ о случаях и попытках переводов без согласия клиентов — счета оказываются там, если на них жаловались пострадавшие от мошенничества или если от МВД регулятору переданы данные о людях, на которых подали заявление в полицию, или если по их делу ведется следствие. Порой в базу ЦБ и под блокировку попадают добросовестные клиенты после продажи криптовалюты, за которую мошенники расплатились украденными средствами.
Александр Наумов отмечает, что для минимизации рисков попадания в черный список регулятора, необходимо соблюдать "финансовую гигиену":
- не принимать и не передавать платежи незнакомым людям;
- не снимать много наличных;
- постоянно взаимодействовать с банком — чем лучше банк знает своего клиента, тем меньше к нему вопросов;
- не принимать наличные от незнакомых людей;
- не соглашаться на сомнительные операции;
- не передавать свои персональные данные через мессенджеры и по телефону;
- никому не давать номера карт и пароли к ним;
- проверять свои счета по возможности каждый день;
- не класть все деньги на один счет;
- для оплаты покупок и сервисов в интернете использовать отдельную банковскую карту, на которой должна быть только та сумма, которую необходимо заплатить;
- основные деньги держать на счете или вкладе, к которому не привязана банковская карта.
Напомним также, что регулятор обязал банки предоставлять
своим клиентам полную информацию о том, на основании какого закона им
приостановили операции по счетам и картам или ограничили доступ к
дистанционному банковскому обслуживанию, в соответствии с какой нормой закона
было принято решение и что нужно делать для восстановления обслуживания. При блокировке счетов клиенты должны в первую очередь обращаться
непосредственно в банк.