ЦБ признал, что перегнул палку с необоснованными блокировками банковских счетов
Жалобы клиентов на необоснованную блокировку банковских счетов возросли, но есть первые признаки улучшения ситуации, заявила председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в ходе конференции "Фокус на клиента".
"Жалобы на мошенничество упали, серьезно упали, надеемся, что это тенденция. Но при этом выросли жалобы на необоснованную блокировку счетов. То есть, борясь с мошенничеством, мы где-то перегнули эту палку, что называется. Клиентам не всегда объясняли, почему заблокировали эти средства. Мы эту ситуацию с вами разруливали, первые признаки улучшения появились. Надеюсь, что эта проблема будет решена", — сказала Набиуллина.
Напомним, банки, согласно закону, могут блокировать карты клиентов или возможности перевода средств для борьбы с мошенничеством (N161-ФЗ), в том числе с дропами (помогают обналичивать или переводить украденные мошенниками средства). Заблокировать счет могут также при подозрении на отмывание доходов и финансирование терроризма (N115-ФЗ).
Поводом для блокировки может стать наличие реквизитов в базе данных ЦБ о случаях и попытках переводов без согласия клиентов. Реквизиты попадают в эту базу, если на них жаловались пострадавшие от мошенничества или если от МВД регулятору переданы данные о людях, на которых подали заявление в полицию или если по их делу ведется следствие.
Иногда в базу ЦБ и под блокировку попадают добросовестные клиенты в результате продажи криптовалюты, за которую мошенники расплатились украденными средствами. Набиуллина ходе "Финополиса" сообщала, что для ЦБ важна эффективная работы механизмов, которые бы реабилитировали добросовестных клиентов, отмечает "Интерфакс".
Регулятор в августе выпустил информационное письмо, согласно которому банки должны предоставлять своим клиентам полную информацию о том, на основании какого именно федерального закона (например, по N161-ФЗ или N115-ФЗ) клиенту приостановили операции по счетам и картам или ограничили доступ к дистанционному банковскому обслуживанию (например, мобильному приложению). Также необходимо сообщать, в соответствии с какой нормой закона было принято решение и что нужно делать для восстановления обслуживания.