ФАС попросила Ozon и Wildberries урегулировать конфликт с продавцами до конца октября
ФАС России попросила Ozon и Wildberries до 30 октября отчитаться о доработке новых инструментов, вызвавших жалобы со стороны продавцов этих маркетплейсов, пишут "Ведомости" со ссылкой на протокол заседания экспертного совета по развитию конкуренции в цифровой сфере при ФАС.
Ранее на заседании действия маркетплейсов были квалифицированы как содержащие риски ущемления интересов продавцов и покупателей, а также признаки навязывания предпринимателям невыгодных условий работы на площадках.
В ФАС отмечали, что в августе 2025 года в службу поступили многочисленные жалобы от представителей малого и среднего предпринимательства в связи с изменением порядка работы с продавцами Wildberries. Одним из нововведений стало применение индекса остатка товара. После его внедрения предприниматели с низким индексом должны были либо оплачивать хранение товаров на инфраструктуре площадки по более высокой цене, либо вывозить их, в противном случае на товары устанавливались скидки без надлежащего согласования.
Кроме того, маркетплейс через механизм "конструктор тарифов" внедрил порядок оказания дополнительных услуг без возможности отказаться в любой желательный для продавца срок. Еще ранее Wildberries ввел инструмент "привлекательная цена", вынуждавший предпринимателей продавать продукцию по установленным маркетплейсом, а не продавцами, ценам (в конце сентября компания отменила этот инструмент).
Ozon, в свою очередь, изменил политику по возвратам; теперь товары, отмененные или возвращенные покупателями при FBS-модели (продажа со склада продавца), автоматически отправляются на склады маркетплейса. В ФАС считают, что из-за того, что продавцы не могут забрать их самостоятельно, создается "неопределенность в распоряжении товаром", а это мешает их реализации в других каналах. Также совет отметил проблемы с самовывозом продукции со складов Ozon и жалобы на блокировку аккаунтов покупателей, рекомендовал Ozon пересмотреть процессы.
"По мнению экспертов, введение подобных правил должно быть дополнительно проработано и скорректировано для смягчения последствий их применения. Новые механизмы в обязательном порядке должны носить прозрачный и понятный характер, а также учитывать ценовую политику представителей малого и среднего предпринимательства", — отмечалось в сообщении ФАС.
В итоге экспертный совет признал, что новые механизмы, введенные Wildberries и Ozon, не соответствуют принципам открытости, могут ущемлять интересы предпринимателей и вести к навязыванию нежелательных условий. Маркетплейсы должны исполнить рекомендации службы, ФАС уже предупредила, что после отчетов Wildberries и Ozon проведет дополнительную оценку спорных механизмов. Если окажется, что практики по-прежнему нарушают закон, ведомство может принять меры антимонопольного реагирования вплоть до запрета тех условий маркетплейсов, на которые ранее жаловались продавцы.