ФАС проанализирует практику предоставления скидок маркетплейсами в привязке к способам оплаты
Практика дифференцирования маркетплейсами цены на товар в зависимости от способа оплаты привлекла внимание ФАС России — ведомство анализирует работу онлайн-площадок, заявили в пресс-службе.
"В случае выявления нарушений служба примет меры антимонопольного реагирования", — отметили в ФАС.
Проблема финансового, налогового и регуляторного арбитража в деятельности маркетплейсов и традиционных игроков торговой и финансовой отраслей уже не раз становилась темой для дискуссий как на этапе подготовки базового для цифровых площадок закона о платформенной экономике (вступит в силу с октября следующего года), так и после его принятия. Один из ключевых спорных моментов — предоставление маркетплейсами скидок — был в законе урегулирован лишь частично через ограничение возможности предоставлять дисконт за счет продавца. За свой счет маркетплейсы могут по-прежнему снижать цены неограниченно.
ФАС уже высказывалась по этому поводу, указывая, что видит в этом угрозу постепенной монополизации рынка через вытеснение крупными онлайн-площадками других игроков, отмечает "Интерфакс". Курирующий торговлю Минпромторг РФ сообщал, что хочет урегулировать этот вопрос в рамках подготовки новой концепции торговой отрасли, возможно, через требование к маркетплейсам получать согласие продавца на любое изменение цены на его товар.
Скидочная политика онлайн-ритейлеров неоднократно вызывала критику и у регуляторов финансового сектора в части практики предоставления дополнительной скидки на товар при выборе в качестве способа оплаты карты финорганизации самого маркетплейса. Накануне эту ситуацию в очередной раз прокомментировала глава ЦБ Эльвира Набиуллина, предложив ввести запрет на дифференциацию цен в зависимости от средства платежа, при этом подчеркнув, что не выступает против самих скидок.
"Мы считаем справедливым, чтобы покупатель мог получать скидки и бонусы не только по карте банка, который принадлежит платформе, но и по картам других банков. У покупателя должен быть выбор — в этом суть наших предложений", — заявила она
Маркетплейсы со своей стороны указали на закрытость позиции ЦБ, инвестиции в программы лояльности и роль в обеспечении доступности товаров. "Нам жаль, что Центральный банк России не поддерживает создание условий здоровой конкуренции на рынке. Данная инициатива обсуждается Банком России с крупными банками в закрытом режиме без участия цифровых платформ, объединений бизнеса и обществ защиты прав потребителей", — заявили в пресс-службе объединенной компании Wildberries-Russ.
Представитель Ozon пояснил "Интерфаксу", что скидки при оплате товаров определенной банковской картой — это программа лояльности, в которую инвестирует банк, при этом у различных игроков и банковского, и ритейл-рынка есть аналогичные инструменты, например, кешбэки и партнерские бонусные программы.