ФАС разрабатывает новые антимонопольные требования к маркетплейсам: Wildberries против
ФАС должна разработать новые антимонопольные требования для маркетплейсов, а также определить критерии платформ, которые можно считать "крупными", сообщили "Ведомости".
Такое решение было принято 20 февраля 2025 года на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при правительственной комиссии по проведению административной реформы. Заседание курировал вице-премьер Дмитрий Григоренко. ФАС должна представить результаты работы аппарату правительства до 6 марта 2025 года.
По данным источника "Ведомостей", обсуждаются ограничения для крупных платформ в вопросах приоритетного продвижения собственных товаров, количества пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и инвестиций в скидки и акции. В рамках заседания удалось достичь компромисса между бизнесом и экспертным сообществом по регулированию платформенной экономики. После доработки законопроект направят на рассмотрение комиссии правительства по законопроектной деятельности.
Wildberries выступил против
Представитель Wildberries заявил, что инициатива по ужесточению антимонопольного регулирования необоснованна, так как уже действуют специальные требования. Например, на цифровых рынках доминирующим признается игрок с долей от 35% (в других отраслях — 50%). В январе 2024 года ФАС признала Wildberries и Ozon доминирующими игроками, их общая доля на рынке маркетплейсов составила 80%.
Wildberries считает, что запрет на открытие новых ПВЗ и ограничение доли маркетплейсов могут ударить по малому и среднему бизнесу в регионах. Представитель компании также напомнил, что с сентября 2024 года действует "пятый антимонопольный пакет", который уже позволяет регулировать цифровые платформы. В частности, он запрещает злоупотребление доминирующим положением, если платформа оказывает существенное влияние на смежные рынки, а её выручка превышает 2 млрд рублей в год.
Что еще изменится
Подкомиссия поручила Минэкономразвития доработать законопроект, включив требование, чтобы в карточках товаров на маркетплейсах была ссылка на сайт с информацией о маркировке товара. Также из документа исключат пункт, согласно которому маркетплейсы должны обозначать товары, продвигаемые за счет персонализации контента или рекламных оплат.
Кроме того, Минэкономразвития должно ко второму чтению в Госдуме уточнить, кто несет ответственность за отсутствие данных о маркировке товара, а Роспотребнадзору поручено проработать условия взаимоотношений между платформами и пользователями.
Директор департамента цифрового развития Минэка Владимир Волошин подчеркнул, что важно сохранить баланс между защитой правообладателей и доступностью широкого ассортимента товаров, включая товары по параллельному импорту. По его словам, многие платформы уже работают над решениями в области защиты прав правообладателей, но универсальные требования для всех платформ избыточны.