Финансовые организации с госучастием в капитале не получат конкурентных преимуществ
Финансовым организациям с госучастием не рекомендуется использовать при продвижении своих услуг факт участия государства в их капитале как конкурентное преимущество.
Эта рекомендация распространяется и на финансовые организации, входящие в группы (банковские группы, банковские холдинги) компаний с госучастием, говорится в совместном письме Банка России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Использование финансовыми организациями, поднадзорными Банку России, при продвижении своих услуг указания на прямое или косвенное государственное (муниципальное) участие в уставном капитале или на ее вхождение в группу лиц с иными хозяйствующими субъектами с государственным (муниципальным) участием может создавать у потребителей впечатление о повышенной надежности данных организаций, что в некоторых случаях может приводить к возникновению у этих финансовых организаций нерыночного преимущества.
При этом регуляторы полагают обоснованным указывать информацию о госучастии в тех случаях, когда такая информация раскрывается во исполнение требований законодательства. В иных случаях подобную информацию целесообразно сопровождать указанием на документально подтвержденные прямые гарантии или поручительства со стороны государства, отмечается в письме.
Понятие «государство» охватывает широкий круг субъектов, в том числе так называемые «окологосударственные организации»: муниципальные образования, государственные корпорации, государственные компании, а также Банк России.
Цель документа – реализация Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Письмо является продолжением последовательной совместной работы Банка России и ФАС России по развитию конкуренции на финансовом рынке.
В соответствии с пунктом 3 Указа к основополагающим принципам государственной политики по развитию конкуренции отнесены, в том числе:
- обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации (подпункт «б»);
- стимулирование со стороны государства добросовестных практик осуществления хозяйственной деятельности (подпункт «п»).
Согласно пункту 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.
Цель сформулированной в письме рекомендации ЦБ и ФАС* - соблюдение принципа равных условий осуществления деятельности финансовых организаций.
*при распространении информации о своих услугах (в том числе рекламного характера) не указывать в качестве преимущества или иным образом привлекать внимание потребителя к факту наличия государственного участия