Как будет организован обмен налоговой информации между Россией и другими странами
В декабре 2017 года был опубликован список стран, с которыми ФНС России будет обмениваться информацией по стандарту CRS.
Российская Федерация решила присоединиться к системе CRS (Common Reporting Standard) весной 2016 года, объявив о готовности начать обмен информацией за 2017 год с налоговыми ведомствами других стран к сентябрю 2018 года.
В рамках данного обмена ФНС России будет получать от налоговых органов других стран информацию о счетах налоговых резидентов России и контролируемых ими иностранных компаний, а также иных структур, таких как трасты, открытых в данных странах.
ФНС будет получать информацию о:
1) Финансовых счетах, использующихся для хранения денежных средств;
2) депозитарных счетах, используемых для хранения депозитов и инвестиционных портфелей;
3) кастодиальных счетах, предназначенных для хранения, к примеру, драгоценных металлов инвестиционного назначения;
4) страховых контрактах, за исключением неивестиционного, непередаваемого договора страхования жизни, который оформлен на имя физического лица и предполагает выплату пенсии либо компенсацию из-за нетрудоспособности.
Информация о решении ФНС России обмениваться налоговой информацией заставила многих российских граждан оценить возможные последствия такого обмена и привела к росту популярности таких тем, как деофшоризация и амнистия капиталов и компаний за рубежом, которые проходили в России с 2015 года.
Некоторые амнистировали свои зарубежные активы и счета в банках, поскольку поняли, что мир становится намного прозрачнее. Многие предприняли ряд мер, которые позволили им избежать 100%-ные валютные штрафы за незаконные операции по зарубежным счетам.
Начала расти популярность юридических и налоговых услуг по реструктуризации владения зарубежными активами, оценке налоговых и валютных рисков в России, а также безналоговой ликвидации иностранных структур и передаче активов от ликвидируемых структур в личное владение бенефициаров без каких-либо налогов и штрафов.
С другой стороны, появились услуги, позволяющие, как заявляли их авторы, укрыться от «всемирной прозрачности»: полисы инвестиционного страхования, инвестиции в зарубежную недвижимость, в том числе с получением вида на жительство и гражданства другой страны, инвестиции в драгоценные металлы и камни, передача инвестиционных портфелей в новые корпоративные структуры, в том числе в банки и финансовые институты, которые могли не попасть под автоматический обмен с учетом положений стандарта CRS. В крайних случаях рассматривались варианты личной релокации бенефициаров за рубеж и перемещение активов в страны, с которыми у России не предполагался автоматический обмен либо вероятность которого была сравнительно невелика.
Многие считали, что обмен налоговой информацией между Россией и другими странами так и не будет запущен. Причины для этого назывались следующие: санкции, локальные военные конфликты в мире, коррупция, техническая неготовность, отсутствие необходимых законов и т.д.
Тем не менее, 21 декабря 2017 года на портале ОЭСР появился список стран, от которых Россия будет в автоматическом режиме получать информацию (71 государство), и в которые (55 государств) направит ее.
С 2018 года обмен с Россией начнут Ливан, Малайзия, Пакистан, Швейцария. С 2019 - острова Кука и Сент-Люсия. Практически со всеми странами первый обмен планируется за период 2017 года.
При этом некоторые государства (16 стран) не будут получать информацию от России, но будут отправлять информацию ФНС, так как они согласились на односторонний обмен. В этот список вошли Барбадос, Белиз, Бермуды, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Коста-Рика, Кюрасао, Кипр, Ливан, Науру, Румыния, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Самоа, острова Кука, острова Тюркс и Кайкос.
К сентябрю следующего года Россия получит информацию от стран, в которых многие россияне привыкли хранить свои сбережения и открывать счета для своих контролируемых иностранных компаний: Андорра, Бельгия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Гибралтар, Италия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Сингапур, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания.
Кроме того, некоторые оффшоры начнут обмен налоговой информацией за 2017 год. Среди них Барбадос, Белиз, Бермуды, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кюрасао, Гернси, Джерси, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Сейшельские острова, острова Тюркс и Кайкос.
К ним также присоединилась группа государств, считающихся популярными низконалоговыми юрисдикциями с развитой банковской инфраструктурой, которая так необходима для сохранения и преумножения капитала: Андорра, Гибралтар, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Африка.
Некоторые страны присоединились к автообмену, но пока по той или иной причине не проявили желания обмениваться информацией с Россией, а Россия, в свою очередь, не захотела направлять данные им: Австрия, Гонконг, Канада, Латвия, Маршалловы острова, Монако, остров Мэн, Израиль, ОАЭ, Панама.
Часть государств вообще не стали присоединяться к стандарту всеобщего обмена информацией в автоматическом режиме. Например, США, Белоруссия, Казахстан, Армения, Грузия и другие.
Таким образом, можно утверждать, что теперь новых вопросов, нестандартных подходов и инструментов на рынке частных капиталов и в индустрии управления личными активами россиян станет несомненно намного больше. И это не российский феномен, а устойчивый международный тренд.