Комитет Госдумы предложил отклонить законопроект о введении института доверенных лиц при онлайн-операциях в банках
Комитет Госдумы по финансовому рынку на заседании в среду рекомендовал парламенту отклонить принятый в первом чтении и одобренный правительством законопроект, по которому системно значимые банки должны быть обязаны соблюдать правило доверенных лиц при онлайн-операциях по счетам граждан.
"Предложить Государственной Думе (...) отклонить проект федерального закона N476442-8 "О внесении изменений в федеральный закон "О банках и банковской деятельности", принятый в первом чтении 21 мая 2024 года", — говорится в решении комитета.
Проект закона (N476442-8) в ноябре 2023-го внесла в парламент группа депутатов, среди которых глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, напоминает "Интерфакс".
Документ предлагает обязать системно значимые кредитные организации обеспечить возможность клиентам — физическим лицам назначать третьих лиц, которые будут подтверждать намерение клиентов перевести средства с использованием дистанционных (цифровых) каналов. Доверенное лицо в течение 12 часов с момента получения уведомления от банка подтверждает либо отклоняет операцию клиента. Порядок информирования банком доверенного лица, тарифы за указанное информирование планировалось определять в отдельном соглашении.
Правительство в апреле 2024 года направило в Госдуму положительный отзыв на законопроект, но уточнило, что целесообразно определить порядок отмены клиентом подтверждения операций ранее назначенным доверенным лицом. Возражение кабинета министров вызвала и используемая в законопроекте категория "дистанционные (цифровые) каналы операций по переводу денежных средств с банковских счетов (вкладов)", которая законодательством РФ не предусмотрена. "Правительство РФ поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению в соответствии с указанными замечаниями", — говорилось в отзыве.
При этом ряд замечаний к документу представило правовое управление Госдумы. В них говорилось, что необходимо уточнить в проекте, каким образом клиентам будет предоставлена возможность назначать других лиц для контроля за операциями на их счетах, так как данный момент не был достаточно раскрыт в законопроекте. Кроме того, управление отмечало необходимость согласования использования терминов "системно значимые кредитные организации" и "банк": по тексту законопроекта в контексте нового регулирования шло упоминание как системно значимых кредитных организаций, так и банков. Правовое управление уточняло, что не все кредитные организации являются банками.
"Кроме того, в соответствии с пояснительной запиской, проект разработан в целях предотвращения мошеннических действий на рынке финансовых услуг. В связи с этим нуждается в уточнении установление вышеназванной обязанности только в отношении банков, признанных системно значимыми", — говорилось в заключении правового управления.
Комитет Госдумы в заключении перед принятием законопроекта в первом чтении также критиковал ряд норм документа. В отзыве комитета говорилось, что по состоянию на 1 марта 2024 года в РФ действует всего 321 кредитная организация, из которых 222 банка с универсальной лицензией, 99 — с базовой, а также 37 небанковских кредитных организаций. "При этом системно значимых кредитных организаций в Российской Федерации всего 13, в связи с чем реализация проектируемых норм может создать неблагоприятные условия для развития конкуренции на финансовом рынке, создаст неравные условия для потребителей финансовых услуг", — говорилось в отзыве. Комитет отмечал, что в пояснительных материалах не приведено обоснование такого узкого круга лиц (кредиторов), на которых возлагается указанная обязанность.
Законопроект вынесен на обсуждение парламента 23 сентября.