Минэкономразвития подготовило проект международного соглашения о трансграничном банкротстве в СНГ
Минэкономразвития разработало проект международного соглашения со странами СНГ о трансграничном банкротстве, предусматривающего возможность ведения процедур банкротства в отношении одного лица сразу в нескольких государствах. Документ будет распространяться на граждан и компании, центр основных интересов которых находится в одной из стран-участниц соглашения.
Закон о банкротстве прямо не регулирует вопросы
трансграничной несостоятельности, он предусматривает, что решения судов
иностранных государств по делам о банкротстве признаются в России в
соответствии с международными договорами, хоть Россия их не заключала, отмечает "Интерфакс".
"Разработанный проект станет первым соглашением, которое будет
регулировать вопросы банкротства, осложненного иностранным элементом", —
говорится в сообщении Минэкономразвития.
Предполагается, что соглашение будет распространяться на
случаи банкротства граждан и организаций, центр основных интересов которых
находится на территории одной из стран-участниц, независимо от гражданства или
места регистрации должника. Исключение сделано для кредитных, страховых и иных
финансовых организаций, органов власти и организаций оборонно-промышленного
комплекса. На них описываемые правила распространяться не будут.
Согласно проекту, по общему правилу центром основных
интересов будет считаться место жительства физлица, место регистрации юрлица и
индивидуального предпринимателя (ИП). Но если большинство активов должника в
другом государстве, суд "в исключительном случае" может счесть, что
центр интересов там, а не по месту регистрации.
При разрешении такого вопроса суд учитывает: место
нахождения основного имущества должника, его кредиторов, средств производства и
осуществления предпринимательской деятельности, место извлечения большей части
прибыли или получения основных доходов, характер основных обязательств
должника, в частности, место их возникновения и исполнения, а также место
нахождения контролирующих лиц и "иные обстоятельства, указывающие на
наличие существенной связи деятельности должника с территорией
государства".
Проект соглашения допускает открытие основной и неосновной
(вторичной) процедуры банкротства в разных государствах. Основная будет на той
территории, где находится центр основных интересов должника. Вторичная может
быть запущена в тех странах, где есть постоянное представительство должника или
его имущество, но она распространяется исключительно на активы, находящиеся в
этой стране или тесно связанные с ней.
В процедуре и к ее последствиям должно применяться право той
страны, где идет процедура банкротства, указано в проекте. Однако в отношении
недвижимости, воздушных и водных судов, подлежащих регистрации, действует право
той стороны, где такие активы зарегистрированы.
Введение процедуры банкротства в одной из стран-участниц
соглашения, указано в проекте, не должно отражаться на вещных и обеспечительных
правах кредиторов и третьих лиц в отношении имущества, принадлежащего должнику.
Кредиторы смогут участвовать во всех процедурах банкротства:
как основной, так и нескольких неосновных. Суды, ведущие банкротство одного
должника в разных государствах, вправе взаимодействовать друг с другом "в
порядке международной правовой помощи".
Предполагается, что соглашение будет распространяться и на
правоотношения, возникшие до его вступления в силу.
В феврале 2024 года Верховный суд (ВС) РФ допустил
возможность введения российскими судами процедуры банкротства в отношении
иностранных юрлиц, которые "имеют тесную связь" с Россией — здесь
ведут бизнес их бенефициары, находится имущество, совершается значительное
количество сделок с местом исполнения на территории страны и т.д. ВС РФ указал,
что процедура может охватывать как все активы должника вне зависимости от
страны их местонахождения, так быть и локальной — распространяться на имущество
в России.