Интерфакс
8-800-222-44-14sales_support@interfax.ru
НовостиМероприятияВозможностиСтатистика
Перейти в систему
НовостиМероприятияВозможностиСтатистика
Перейти в систему
8-800-222-44-14sales_support@interfax.ru
Темы
    Все материалыСанкцииПОД/ФТУправление рисками и комплаенсАналитика и мненияЗаконодательство и судебная практика
Темы
    Все материалыСанкцииПОД/ФТУправление рисками и комплаенсАналитика и мненияЗаконодательство и судебная практика
Управление рисками и комплаенс
2 июля 2025

Продавцы маркетплейсов обратились в ФАС с просьбой инициировать обсуждение "патентного троллинга"

Ассоциация представителей электронной торговли (АПЭТ, которая представляет в том числе интересы продавцов на маркетплейсах) обратилась в ФАС России с просьбой инициировать обсуждение "патентного троллинга", закрепив это понятие, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на соответствующее письмо организации.

По словам президента АПЭТ Алексея Москаленко, в рамках "патентного троллинга" недобросовестные предприниматели регистрируют на себя товарные знаки и патенты на популярные товары (и российские, и зарубежные), не имеющие в России правообладателя. Регистрация знака или патента дает основания для претензий к селлерам: с них могут требовать от 50 тыс. до нескольких миллионов рублей за передачу прав, говорит эксперт.

В АПЭТ отмечают, что рычаги давления у "троллей" появляются за счет политики маркетплейсов, блокирующих карточки товаров на основе обращений правообладателей. Продажи останавливаются, и продавцов могут обязать вывозить остатки со складов маркетплейсов за свой счет. При этом маркетплейс тоже рискует, если не отреагирует на уведомление о возможном нарушении исключительных прав: он может быть привлечен к финансовой ответственности.

В Wildberries пояснили, что знают о проблеме "патентного троллинга" из обращений продавцов, и юристы компании проводят дополнительную проверку документов заявителя и продавца, если бренд широко распространен на иностранных площадках и по открытым данным имеет регистрацию на территории третьей страны.

АПЭТ в своем обращении просит предусмотреть для селлеров возможность обжаловать действия "троллей" в ФАС без остановки продаж и предлагает внести изменения в законы о защите конкуренции и предусмотреть возможность аннулировать права на товарные знаки и патенты, полученные с установленными нарушениями.

В ФАС подтвердили получение письма, уточнив, что обращение рассматривается.

Зарегистрировать товарный знак в России может любое физическое или юридическое лицо, рассказала гендиректор компании "Онлайн Патент" Алина Акиншина. Главные условия — отсутствие сходства с уже зарегистрированными брендами, запрещенных символов и прочее. При этом патенты необязательно получают авторы моделей: "в рамках экспертизы авторство не проверяется", а права можно оспорить только в судебном порядке.

Эсперты отмечают, что лимитов по количеству заявок нет, и именно этим пользуются "патентные тролли": их амбиции ограничивает только стоимость процедуры — 50–75 тыс. рублей за объект.

Партнер юридической компании Semenov & Pevzner Екатерина Калиничева называет "патентный троллинг" массовым: от некоторых пиратов в суды поступают тысячи исков, а проблема касается не только маркетплейсов — речь может идти о регистрации названий торговых центров или любых товаров.

Теги: АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМПЛАЕНС

Еще по этой теме:

  • 3 июляПроизводитель минеральной воды заменил этикетку по требованию ФАС
  • 3 июляФАС возбудила дело в отношении ханты-мансийской ассоциации арбитражных управляющих
  • 2 июляФАС возбудила 21 дело в отношении сети "Светофор" в 14 регионах
  • 1 июляФАС предписала ГК "ЭФКО" закупать подсолнечник на бирже после покупки одного из крупнейших производителей масла
подписаться на новости

Введите свой email и мы будем информировать о самых важных событиях в области комплаенс: изменения в законодательстве, аналитику, обновления санкционных списков и т.д.

Конфиденциальность ваших данных гарантируем.

  • Главная
  • Новости
  • Мероприятия
  • Возможности
  • Статистика
  • Контакты
  • Об Интерфаксе
16+

Сетевое издание «Х-Compliance». Доменное имя X-COMPLIANCE.RU. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 84696 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.02.2023.

Исторические данные: Сетевое издание «Х-Compliance». Доменное имя - XCO.NEWS. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 70754 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.08.2017.

Редакция сетевого издания «X-Compliance» не несет ответственность за мнения экспертов, использованные в материалах издания. Публикуемые мнения могут не совпадать как с позицией редакции сетевого издания «X-Compliance», так и с позицией органов и организаций, осуществляющих контроль и надзор в соответствующей сфере. Информация публикуется исключительно в целях доведения существующих экспертных мнений до сведения заинтересованных лиц.

© 1991–2025 АО «Финмаркет». Все права защищены.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения АО «Финмаркет»

Учредитель АО «Финмаркет»

127006, город Москва, улица Тверская-Ямская 1-я, дом 2, строение 1, комната 2411

Главный редактор Новиков А.В.

E-mail: info@x-compliance.ru

Телефон: +7 (495) 357-88-08

Если вы нашли опечатку на странице, нажмите Ctrl+Enter

Политика обработки персональных данныхУсловия использования информацииОбработка файлов cookieОбщие условия использования закрытой части X-Compliance