Продавцы маркетплейсов обратились в ФАС с просьбой инициировать обсуждение "патентного троллинга"
Ассоциация представителей электронной торговли (АПЭТ, которая представляет в том числе интересы продавцов на маркетплейсах) обратилась в ФАС России с просьбой инициировать обсуждение "патентного троллинга", закрепив это понятие, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на соответствующее письмо организации.
По словам президента АПЭТ Алексея Москаленко, в рамках "патентного троллинга" недобросовестные предприниматели регистрируют на себя товарные знаки и патенты на популярные товары (и российские, и зарубежные), не имеющие в России правообладателя. Регистрация знака или патента дает основания для претензий к селлерам: с них могут требовать от 50 тыс. до нескольких миллионов рублей за передачу прав, говорит эксперт.
В АПЭТ отмечают, что рычаги давления у "троллей" появляются за счет политики маркетплейсов, блокирующих карточки товаров на основе обращений правообладателей. Продажи останавливаются, и продавцов могут обязать вывозить остатки со складов маркетплейсов за свой счет. При этом маркетплейс тоже рискует, если не отреагирует на уведомление о возможном нарушении исключительных прав: он может быть привлечен к финансовой ответственности.
В Wildberries пояснили, что знают о проблеме "патентного троллинга" из обращений продавцов, и юристы компании проводят дополнительную проверку документов заявителя и продавца, если бренд широко распространен на иностранных площадках и по открытым данным имеет регистрацию на территории третьей страны.
АПЭТ в своем обращении просит предусмотреть для селлеров возможность обжаловать действия "троллей" в ФАС без остановки продаж и предлагает внести изменения в законы о защите конкуренции и предусмотреть возможность аннулировать права на товарные знаки и патенты, полученные с установленными нарушениями.
В ФАС подтвердили получение письма, уточнив, что обращение рассматривается.
Зарегистрировать товарный знак в России может любое физическое или юридическое лицо, рассказала гендиректор компании "Онлайн Патент" Алина Акиншина. Главные условия — отсутствие сходства с уже зарегистрированными брендами, запрещенных символов и прочее. При этом патенты необязательно получают авторы моделей: "в рамках экспертизы авторство не проверяется", а права можно оспорить только в судебном порядке.
Эсперты отмечают, что лимитов по количеству заявок нет, и именно этим пользуются "патентные тролли": их амбиции ограничивает только стоимость процедуры — 50–75 тыс. рублей за объект.
Партнер юридической компании Semenov & Pevzner Екатерина Калиничева называет "патентный троллинг" массовым: от некоторых пиратов в суды поступают тысячи исков, а проблема касается не только маркетплейсов — речь может идти о регистрации названий торговых центров или любых товаров.