ПВК по инсайду: обзор требований ЦБ
Банк России опубликовал указание (1) о требованиях к правилам внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком ряда юридических лиц.
НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ УКАЗАНИЯ
Требования документа регулятора относятся к юридическим лицам, указанным в пунктах 1, 3–8, 11 и 12 статьи 4 закона № 224-ФЗ об инсайдерской информации и манипулировании рынком (2). Среди этих лиц:
1) эмитенты, в том числе иностранные эмитенты, и управляющие компании;
2) организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;
3) профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;
4) лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 настоящей статьи, на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами, в том числе аудиторы (аудиторские организации), оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации;
5) лица, которые имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления лиц, указанных в пунктах 1, 2, 3, а также лица, которые в силу владения акциями (долями) в уставном капитале лиц, указанных в пунктах 1, 2, 3, имеют доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов, учредительных документов или внутренних документов;
6) члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юрлиц, указанных в пунктах 1, 2–5, 7–9, управляющих организаций;
7) лица, имеющие доступ к информации о подготовке и (или) направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении ценных бумаг, уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг или требования о выкупе ценных бумаг в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", в том числе лица, направившие в акционерное общество добровольное, обязательное или конкурирующее предложение, уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг или требование о выкупе ценных бумаг, банк или иная кредитная организация, предоставившие банковскую гарантию, оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры);
8) информационные агентства, осуществляющие раскрытие информации лиц, указанных в пунктах 1, 2, 3, ряда органов и организаций (3), Банка России;
9) лица, осуществляющие присвоение рейтингов лицам, указанным в пунктах 1, 2, а также ценным бумагам.
ТРЕБОВАНИЯ
Документ ЦБ определяет, какие положения должны содержать правила внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации.
Так, в частности, они должны определять цели, задачи и методы осуществления контроля за соблюдением юридическим лицом требований закона № 224-ФЗ; сроков раскрытия и порядка доступа к инсайдерской информации.
Помимо этого, указание № 5222-У определяет функции структурного подразделения юрлица, в обязанности которого входит осуществление контроля в рамках закона № 224-ФЗ.
Указание регулятора вступает в силу 20 апреля 2020 года. Регулятор отмечает, что это позволит участникам рынка подготовить качественные правила внутреннего контроля в соответствии с требованиями акта.
ИНСАЙДЕРСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И МАНИПУЛИРОВАНИЕ РЫНКОМ В ЗАКОНЕ
В соответствии со 2 статьей закона № 224-ФЗ инсайдерская информация — это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты или товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в пункте 2 статьи 4 закона № 224-ФЗ, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты или товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 закона № 224-ФЗ.
Под манипулирование рынком подпадают несколько различных действий, которые указаны в 5 статье данного закона:
- умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе через электронные, информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая интернет), любым иным способом заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;
- совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром по предварительному соглашению между участниками торгов или их работниками или лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;
- совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, сделки на которых заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;
- выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, иностранной валюты или товара выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента, иностранной валюты или товара, в случае, если на основании указанных заявок совершены операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших такие заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы такие заявки, не раскрывается другим участникам торгов;
- неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи финансового инструмента, иностранной валюты или товара, в результате которых их цена существенно отклонилась от уровня, который сформировался бы без таких сделок, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок;
- неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены финансового инструмента, иностранной валюты или товара, в результате которых цена финансового инструмента, иностранной валюты или товара поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от уровня, который сформировался бы без таких сделок;
- неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одними и теми же финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром, в результате чего цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Указанные действия не признаются манипулированием рынком, если обязательства по указанным операциям были прекращены по основаниям, предусмотренным правилами организатора торговли или клиринговой организации.
В соответствии с законом о ЦБ (4) регулятор контролирует соблюдение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
(1) Указание Банка России № 5222-У от 1 августа 2019 года "О требованиях к правилам внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком юридических лиц, указанных в пунктах 1,3–8, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации"
(2) Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 27.07.2010 № 224-ФЗ
(3) Федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты
(4) Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"