СК оценил ущерб от кибермошенничества за 9 месяцев в 150 млрд рублей
Общий ущерб от деятельности мошенников по итогам девяти месяцев достиг 150 млрд рублей, рассказал руководитель технико-криминалистического управления Главного управления криминалистики Следственного комитета РФ Иван Стрельцов на форуме "Антифрод". Из этой суммы 15 млрд рублей пришлось на операции без согласия клиента, пишут "Ведомости".
По словам Стрельцова, за 9 месяцев 2024 года СК зарегистрировал 353 тыс. случаев кибермошенничества, что на 25,6% больше, чем было за аналогичный период прошлого года. Среди всех мошеннических действий в этом году 77 тыс. случаев пришлось на кражи с банковского счета: в 1,5 раза меньше, чем в прошлом году.
Но общее количество преступлений в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) лишь растет: за три квартала
текущего года их число составило 564 тыс. (на 15,3% больше год к году). В
структуре всей преступности удельный вес таких "посягательств" составляет более
40%, указал Стрельцов. "Но надо понимать, что, несмотря на то что мы выявляем,
большое количество преступлений остаются латентными — по мелким нарушениям
многие не обращаются", — добавил он.
Старший управляющий директор департамента противодействия мошенничеству Сбербанка Сергей Велигодский отметил также, выступая на форуме "Антифрод", что суммы ущерба от мошенничества колоссальные и измеряются сотнями миллиардов рублей. Ранее Сбербанк оценил суммарные потери российской экономики от мошеннических схем (кибератаки, звонки мошенников, утечки данных и т. д.) в 1 трлн рублей. Зампредседателя правления банка Станислав Кузнецов говорил, что ущерб от мошеннических звонков и утечек персональных данных российских граждан по итогам 2024 г. может достигнуть 250 млрд рублей.
Стрельцов также отметил: если изучить статистику
преступлений, то станет понятно, что большой проблемой является утечка
персональных данных. Несмотря на то что крупные и государственные компании
достаточно эффективно защищают себя, они менее осведомлены, как защищать
персональные данные, заявил он. Вместе с тем преступность применяет новейшие
технологии, в том числе в краже персданных. Поэтому в СК надеются, что у
государства появится единый сервис вроде "антифрода по умолчанию" (secure by
design — это подход, который включает меры по обеспечению безопасности
программного обеспечения с самого начала его разработки). Нужны российские
технологичные решения, которые были бы доступны всем для применения на
элементарных системах, например, в цветочных магазинах или онлайн-магазинах,
добавил Стрельцов.
При этом по нацпроекту "Экономика данных" в России
запланировано создание единой платформы по противодействию мошенничеству, первый
этап ее разработки планируется завершить к концу 2026 года, говорил замминистра
цифрового развития Александр Шойтов. Вопросом занимается Минцифры совместно с
Роскомнадзором (РКН). Также в 2022 году РКН разработал информсистему "Антифрод"
для борьбы с мошенничеством, которая блокирует звонки с подменных номеров: к
ней подключены операторы, контролирующие 99,6% всех номеров.