ЦБ РФ существенно обновит методику присвоения надзорных рейтингов банкам
ЦБ РФ существенно пересмотрит методику оценки экономического положения банков, которую он использует при классификации кредитных организаций по уровню риска и определении размера отчислений в фонд страхования вкладов. Соответствующий консультативный доклад опубликован на сайте регулятора.
Как отмечает ЦБ, действующая методика оценки была разработана в 2008 году и с тех пор существенно не менялась. За это время банковский бизнес эволюционировал и стал гораздо более сложным, а риск-профиль самих банков заметно изменился. Поэтому текущая методика утратила необходимую риск-чувствительность, также снизилось ее значение в диалоге с поднадзорными банками по вопросам управления рисками.
"Проявлением недостаточно надежного ранжирования банков по уровню риска служит тот факт, что большинство кредитных организаций попадают в одну классификационную группу, характеризующую средний риск, хотя по риск-профилю они заметно отличаются друг от друга", — говорится в докладе.
ОБНОВЛЕННЫЙ СКОРИНГ
Как и сейчас, по итогам оценки экономического положения банки будут классифицироваться по группам в зависимости от уровня риска, который они создают для своих кредиторов и вкладчиков, где 1 соответствует низкому риску, а 5 — наиболее высокому риску, однако характеристики групп изменятся. ЦБ обещает проводить классификацию банков не реже одного раза в квартал, а при наличии значимых фактов будет пересматривать оценку чаще.
При этом показатели оценки экономического положения будут существенно пересмотрены и распределены на два ключевых компонента — единую количественную оценку и единую оценку качества управления банком.
Количественный скор будет рассчитываться по новому набору финансовых показателей. К примеру, ЦБ при оценке активов планирует учитывать не только накопленные проблемы, признанные банком (например, долю проблемных ссуд в кредитном портфеле), но и потенциальные, которые могут с высокой вероятностью привести к потерям в будущем. Оценка капитала будет включать не только его фактический запас, но и обременение за счет вложений в высокорискованные/иммобилизованные активы, включая непрофильный бизнес. ЦБ также планирует оценивать рентабельность капитала (ROE) не только за последний год, но и в среднем по экономическому циклу. Кроме того, в планах ЦБ — оценивать ликвидность банка, сопоставляя его ресурсы с потенциальными оттоками, которые могут произойти в стрессе в зависимости от структуры фондирования, и учитывать подверженность поднадзорного банка широкому перечню рыночных рисков.
Анализировать качество управления банком ЦБ будет по итогам оценки внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК), надзорного стресс-тестирования (НСТ), плана восстановления финансовой устойчивости (ПВФУ) и плана действий, направленного на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций (план ОНиВД). При этом оценка устойчивости капитала и ликвидности банка к стрессам получит высокий вес в оценке качества управления банком. Обновление этого блока позволит связать методику с другими надзорными инструментами и повысит риск-чувствительность оценки экономического положения в целом.
Кроме того, ЦБ введет оценку бизнес-модели, характеризующую способность банка продолжать свою работу в среднесрочной перспективе с учетом особенностей его бизнес-модели в сравнении с кластером сопоставимых банков, и повысит внимание к новым видам риска, в первую очередь в критичной для банка сфере информационной безопасности, а также к риску недобросовестного поведения банка.
ВНЕДРЕНИЕ В РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЦБ отмечает, что сейчас размеры взносов в систему страхования вкладов (ССВ) определяются исходя из отдельных составляющих оценки экономического положения. Так, банки уплачивают повышенную дополнительную ставку страховых взносов (до 500% базовой ставки), если у них сомнительное состояние капитала, активов, ликвидности, системы управления рисками и внутреннего контроля или в отношении банка действуют какие-либо ограничения и запреты.
При этом ряд составляющих не учитывается для целей ССВ: оценка доходности, рыночного процентного риска, риска концентрации, управления стратегическим риском и риском материальной мотивации персонала, а также оценка прозрачности структуры собственности.
"Мы считаем, что ставки страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов должны зависеть от полной оценки экономического положения (классификационной группы), а не от ее части, как это работает сейчас", — говорится в докладе.
В 2027-2028 годах в качестве первого шага ЦБ планирует внедрить пересмотренные с учетом обновленной методики критерии финансового положения банков для уплаты повышенной дополнительной ставки страховых взносов. К таким критериям предварительно будут относиться показатели банков с повышенным уровнем риска (за исключением санируемых). В будущем регулятор рассчитывает использовать результаты оценки экономического положения для дифференциации страховых взносов, чтобы сделать их более чувствительными к риску устойчивости банка. Для этого потребуется изменение закона о страховании вкладов, в котором сейчас предусмотрены только два уровня ставок страховых взносов в ФОСВ (базовая ставка, уплачиваемая всеми банками — участниками ССВ, и повышенная дополнительная ставка, которая применяется к банкам с низкой оценкой финансового положения).
"Рассчитываем, что более гранулированное ранжирование кредитных организаций по новой методике при повышенных рисках банков увеличит их материальную ответственность за счет больших отчислений в ФОСВ. И наоборот, снизит нагрузку на банки с низким или средним уровнем риска. Это будет дополнительно стимулировать кредитные организации самостоятельно устранять недостатки и нарушения в своей работе", — говорится в докладе.
ЦБ рассматривает возможность направлять сведения об оценке экономического положения не только единоличному исполнительному органу банка (как сейчас), но и его совету директоров. Регулятор также анализирует, следует ли раскрывать информацию об оценке по сектору в агрегированном виде (по примеру ЕЦБ) — так банки смогут понимать свою позицию относительно других участников рынка.
Банк России также будет использовать результаты оценки в других процессах, требующих дифференцированного отношения к банкам с разной устойчивостью. К примеру, при установлении требований к аллокации капитала на кредитование отдельных проектов (в частности, при кредитовании проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики), при предоставлении возможности использовать продвинутые подходы к оценке риска, в рамках допуска банка к участию в санации других банков, при предоставлении разрешения выступать агентами при осуществлении выплат по вкладам физлиц в банках-банкротах, при получении разрешений на открытие филиалов за рубежом.
СРОКИ ВНЕДРЕНИЯ
В планах ЦБ — во втором полугодии 2025 года обсудить доклад с рынком и протестировать новую методику оценки экономического положения внутри Банка России, после чего в первом квартале 2026 года направить участникам рынка уточненную концепцию.
В 2025-2027 годах регулятор намерен пересмотреть критерии финансового положения банков для уплаты повышенной дополнительной ставки страховых взносов с учетом новой методики и подготовить изменения в закон о страховании вкладов и нормативные акты (вступят в силу ориентировочно в 2027-2028 годах). В этот период ЦБ также хочет проработать вопрос установления дифференцированных ставок взносов в фонд страхования вкладов с учетом новой методики оценки экономического положения (вместо текущих базовой и повышенной дополнительной ставок страховых взносов), отмечает "Интерфакс".