ЦБ смягчил готовящиеся поправки в закон об инсайде
Банк России пошел навстречу крупному бизнесу и смягчил готовящиеся поправки в закон об инсайде, в частности, в новой редакции поправок уточнен порядок раскрытия инсайдерской информации эмитентами, а также детализированы особенности проведения проверок сотрудниками ЦБ при расследовании фактов инсайдерской торговли и манипулирования на финансовом рынке.
Доработанный с учетом мнения бизнеса проект поправок в закон об инсайде ЦБ РФ представил на закрытой встрече в РСПП, сообщил один из участников встречи, другой участник это подтвердил.
В частности, в новой редакции поправок ЦБ учел опасения бизнеса по поводу раскрытия инсайдерской информации. Так, в соответствии с законом об инсайде, отнесение информации к инсайдерской обязывает эмитента раскрывать ее на сайте. Законопроект предполагает уход от исчерпывающего списка инсайдерской информации к "открытому", то есть в этот перечень входит не только информация, предусмотренная законом и определенная Банком России, но также сведения, которые являются важными для компании, но которые не прописаны в законе и нормативном акте, они должны входить в собственный перечень инсайдерской информации. Не всю эту информацию бизнес готов раскрывать.
В апрельском письме РСПП, выражавшем мнение крупного бизнеса о поправках в закон об инсайде, глава союза Александр Шохин указывал на то, что раскрытие некоторых сведений в условиях санкций со стороны США и ЕС может быть использовано для усиления санкционного давления. Он также отмечал, что поправки противоречат закону, ограничивающему раскрытие корпоративных данных, которые могут быть использованы для ужесточения санкций.
ЦБ учел этот момент и предусмотрел в поправках послабления в раскрытии инсайдерской информации. В частности, в поправках указано, что порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации, перечень которой утверждается нормативным актом Банка России, устанавливаются нормативными актами Банка России. При этом правительство РФ или президент РФ могут определять случаи, когда какая-либо инсайдерская информация может не раскрываться. Та инсайдерская информация, которую определяет сама компания, может раскрываться по ее усмотрению (то есть ее раскрытие необязательно).
Также регулятор отреагировал на опасения компаний относительно широких полномочий сотрудников ЦБ (описанных в старой редакции законопроекта) при проведении проверок в ходе расследований инсайдерской торговли и манипулирования. В первоначальной версии поправок было указано лишь, что проверки соблюдения закона об инсайде проводятся в соответствии с нормативными актами ЦБ на основании решения председателя Банка России или его заместителя.
В новой редакции законопроекта более детально установлены особенности проведения Банком России проверок компаний. Так, сохранена норма о том, что проверки проводятся на основании решения председателя Банка России или его заместителя. При этом решение о проведении проверки должно содержать сведения о лицах, уполномоченных на проведение проверки, и привлекаемых к ней экспертов; цели, задачи, предмет проверки, название проверяемого юридического лица; правовые основания для проведения проверки; перечень мероприятий для достижений целей проверки и даты начала и окончания проверки. Кроме того, в законопроекте четко прописаны полномочия сотрудников ЦБ при проведении проверок, а также права лиц, в отношении которых проводится проверка. Это должно снизить риски злоупотребления полномочиями сотрудниками ЦБ.
Кроме того, поправки в закон об инсайде содержат новую норму, которой ранее не было - совет директоров компании может утвердить особенности совершения топ-менеджментом, членами совета директоров и другими сотрудниками-инсайдерами операций с финансовыми инструментами этой компании. Совершение операций с учетом этих особенностей не может быть признано нарушением запретов и требований закона об инсайде.
Также в законопроекте снимается ответственность с эмитентов, их должностных лиц и работников за отсутствие в собственных перечнях инсайдерской информации компании сведений, которые относятся к инсайдерским. При этом отсутствие такой информации в перечне инсайдерской не снимает ответственности за ее неправомерное использование.
Готовящиеся к принятию во втором чтении поправки в закон об инсайде расширяют возможности регулятора в установлении фактов инсайдерской торговли и манипулирования и борьбы с ними.