ЦБ: В России стало меньше жалоб на нечестные продажи и навязывание дополнительных услуг
Банк России в 2024 году получил 338 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов. Люди меньше жаловались на навязывание дополнительных услуг и мисселинг (недобросоветсную практику продаж), больше — по поводу кибермошенничества и блокировок счетов и переводов, рассказали в пресс-службе регулятора.
По данным ЦБ, в прошлом году на 45,2% сократились жалобы на навязывание дополнительных услуг при кредитовании в банках благодаря мерам поведенческого надзора Банка России. Это повлияло в том числе на снижение количества жалоб в потребительском кредитовании.
"В сегменте микрофинансовых организаций (МФО) число жалоб на
навязывание уменьшилось в 2,1 раза. Кроме того, люди реже жаловались на
недостоверную информацию в кредитной истории — на 38,7% и мошенничество — на
19,1%. В целом за 2024 год число жалоб на МФО снизилось на 22,1%. Случаи
мисселинга сократились более чем в 2 раза. Тренд на снижение начался после
того, как в 2023 году Банк России был наделен полномочиями приостанавливать
продажи, при которых были нарушены правила информирования людей", — сообщили в
ЦБ.
Жалоб на страховщиков стало меньше на 30%, в основном за счет того, что изменилась процедура оспаривания коэффициента бонус-малус (КБМ). Раньше значительная доля всех жалоб на ОСАГО приходилась на шаблонные жалобы по проверке коэффициента, которые оформляли посредники. Однако к концу года они практически перестали поступать в ЦБ, потому что люди теперь знают, что сами могут бесплатно исправить КБМ, узнав его в личном кабинете на сайте Национальной страховой информационной системы и оставив там обращение в случае несогласия со значением коэффициента.
При этом жалоб на банки по поводу кибермошенничества стало
больше в 1,8 раз — в ЦБ уточняют, что это связано с тем, что преступники
постоянно изобретают новые способы хищения денег. Для решения этой проблемы
регулятор обязал блокировать банковские карты и доступ к онлайн-банкингу
гражданам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных средств — дропперством.
"Банки также должны приостанавливать на два дня
подозрительные переводы. Однако такая мера негативно сказалась на динамике
жалоб, потому что число обращений, связанных с блокировкой банками переводов и
счетов, выросло в 2,2 раза. При этом по большинству обращений банки
подтвердили, что такие счета использовались для обмана людей", — отметили в ЦБ.
Руководитель службы по защите прав потребителей и
обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута, заверил,
что регулятор принимает дополнительные меры для борьбы с мошенничеством.
"Уже с 1 марта 2025 года каждый гражданин сможет на портале
Госуслуг установить в своей кредитной истории запрет на заключение договоров
потребительского кредита (займа) с банками и МФО. С 1 сентября услуга будет
доступна в МФЦ. Это позволит человеку обезопасить себя от ситуации, когда
мошенники оформляют на его имя кредит, либо, когда человек действует под их
влиянием", — отметил он.