ЦБ запустил на сайте опрос потребителей с целью искоренения практики предустановленного согласия на оплату страховок в интернете
Банк России объявил о проведении опроса на своем сайте и приглашает граждан, которые при покупке услуг страховщика в интернете сталкивались с предустановленными знаками, пройти его и проинформировать о нарушениях регулятора, говорится в сообщении ЦБ.
С его содержанием ознакомился "Интерфакс".
Предустановленные знаки означают автоматическое согласие потребителя на оплату полиса. Не заметив их и не удалив, клиент дает согласие на списание средств со своего счета в оплату страховых услуг при покупке через интернет, возможно, совершенно других услуг.
"Чаще всего такие автоматические согласия встречаются на сайтах и в приложениях туроператоров, авиакомпаний, сервисов покупки билетов и аренды самокатов. Продавцы, которые выступают агентами страховых компаний, рассчитывают, что потребитель оплатит страховку по невнимательности и не станет ее возвращать — или из-за того, что не знает о 14-дневном периоде охлаждения (когда можно отказаться от покупки и вернуть уплаченные за страхование деньги полностью — ред.), или из-за сравнительно небольшой стоимости (обычно не более 500 рублей)", — пояснил ЦБ.
В 2022 году Банк России и Роспотребнадзор предупредили страховые компании и их агентов о том, что такая практика недопустима, и начали применять надзорные меры, напомнил ЦБ. Результаты объявленного опроса "помогут сделать эту работу более эффективной", отмечается в сообщении регулятора.
Предупреждение, опубликованное Банком России и Роспотребнадзором год назад для страховщиков, а также уполномоченных ими агентов, касались негативной практики навязывания страховок при продаже авиа- и железнодорожных билетов, в ходе чего покупатель, не заметивший предустановленного знака (например, галочки) и не избавившийся от него при оформлении заказа на билеты в электронном виде, поневоле и автоматически оплачивал и страховой полис, хотя речь идет о сугубо добровольных видах страхования.
В своем предупреждении в 2022 году ЦБ обращал внимание участников рынка и их представителей, что такая практика недопустима, что выявленные нарушения повлекут соответствующие надзорные меры. На протяжении 2022-2023 годов представители Банка России, а также финансовые уполномоченные неоднократно в ходе публичных выступлений предупреждали о недопустимости подобной недобросовестной практики, нарушающей права потребителей.