ВС РФ не нашел нарушения в отказе ФАС учесть мнение Минтранса по тарифам на перевалку нефти в Варандее
Правление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) действовало правомерно, когда отказалось удовлетворить ходатайство Минтранса о переносе рассмотрения тарифов на перевалку нефти в порту Варандей (Ненецкий автономный округ), объяснил Верховный суд (ВС) РФ свое решение о законности их снижения.
Принадлежащее НК "ЛУКОЙЛ" ООО "Варандейский терминал" оспаривало в ВС РФ приказ ФАС от 29 ноября 2019 года № 1568/19, по которому предприятие оказалось в списке субъектов естественных монополий. Этот документ также установил для Варандея предельный максимальный тариф на услуги по перевалке грузов в 1211 руб. за 1 тонну (без НДС).
Это почти вдвое меньше тарифа, который действовал в терминале в последние годы - $38 за тонну. В 2015 году стоимость перевалки нефти в порту Варандей повысилась с 1 488 руб. за тонну до 2357 руб., в 2016 году - до 2550 руб., в 2017-м - составила 2225 руб. за тонну, говорится в судебных материалах.
Через Варандейский терминал поставляется нефть с месторождения Требса-Титова, которое осваивает их совместное предприятие ООО "Башнефть-Полюс" (74,9% у "Башнефти", 25,1% у "ЛУКОЙЛа").
Появлению приказа предшествовала жалоба в ФАС на тарифы в терминале от "Башнефть-Полюса" и "Башнефти", которая была подана после перехода последней под контроль "Роснефти" в 2016 году.
СООБЩИТЬ О СЛУШАНИЯХ НЕ ЗНАЧИТ ИХ НАЗНАЧИТЬ
Ключевой аргумент "Варандейского терминала" против законности приказа ФАС заключался в том, что документ был принят с "существенным нарушением процедуры" - уведомление о проведении предварительных слушаний и заседания правления в ФАС в компанию поступали либо за один день, либо накануне, хотя ее собственный порядок предусматривает извещение за 4-10 дней. Например, в материалах судебного дела упоминается сообщение от 25 ноября 2019 года о том, что предварительные слушания по проекту приказа пройдут на следующий день - 26 ноября.
Нарушений не было, спорила с этим доводом в ВС РФ представитель ФАС. Во-первых, это были не предварительные слушания, а рабочее совещание. Во-вторых, извещение компании менее чем за пять дней не свидетельствует о нарушении, так как она была в курсе подготовки документа - у "Варандейского терминала" запрашивалась информация, предприятие ее предоставляло.
ВС РФ согласился, что нарушения процедуры не было. Он констатировал, что порядок принятия решений в ФАС не предусматривает обязательного проведения предварительных слушаний. Они могут назначаться руководителем службы или его заместителями, но в случае дела о тарифах в порту Варандей "решение о проведении предварительных слушаний по проекту оспариваемого приказа не принималось", говорится в решении ВС РФ, опубликованном в пятницу.
Что касается упоминавшегося выше сообщения от 25 ноября, то, по мнению ВС РФ, "само по себе указание [в нем] о проведении предварительных слушаний не свидетельствует о принятии решения о проведении соответствующей процедуры". "26 ноября 2019 года управлением регулирования транспорта ФАС фактически проведено рабочее совещание по проекту оспариваемого приказа", - говорится в решении ВС РФ.
НЕТ ПОЗИЦИИ - НЕТ И НАРУШЕНИЯ
Претензии были также к заседанию правления ФАС 28 ноября 2019 года, на котором принималось решение по Варандею. На нем Минтранс ходатайствовал о переносе рассмотрения вопроса, а юристы "Варандейского терминала" в ВС РФ настаивали на том, что мнение этого ведомства должно было быть учтено, а раз этого не было сделано, то это аргумент в пользу отмены спорного приказа.
Представитель Минтранса на заседании в ВС РФ соглашался, что приказ ФАС был издан в соответствии с законодательством РФ. Но отмечал при этом, что "вопрос обоснованности установленного данным актом размера платы должен был принят с учетом позиции министерства, чего сделано не было".
Однако ВС РФ счел, что доводы о необходимости учета мнения Минтранса и о необходимости отложения заседания правления ФАС "лишены правовых оснований". Ходатайствуя о переносе, Минтранс "не выразил конкретную позицию относительно принимаемого решения, что не привело и не могло привести к принятию коллегиальным органом незаконного решения", говорится в решении ВС РФ.
Информацией о том, какой именно была позиция Минтранса по поводу тарифов, "Интерфакс" не располагает.
ПЕРЕВАЛКА - ЭТО И ЕСТЬ ПОГРУЗКА
Еще один аргумент юристов "Варандейского терминала" заключался в том, что приказ ФАС противоречит постановлению правительства РФ №293 (устанавливает перечень услуг естественных монополий в морских портах, тарифы на которые регулируются государством) с момента вступления в силу этого документа в январе 2020 года. Тогда в этом перечне изменились формулировки: вместо "услуг по погрузке, выгрузке и хранению грузов" (именно они значились в приказе по "Варандейскому терминалу") появилась "перевалка нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам".
ВС РФ не согласился, что тут есть противоречие, рассудив, что перевалка - это и есть погрузка. "Услуги по перевалке нефтяных грузов, поступающих в порты по системам магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, являются одним из конкретных видов деятельности по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морских портах. Следовательно, изменение в перечне услуг [их] наименования не повлекло правовых последствий для общества <...> и не свидетельствует о незаконности оспариваемого приказа", - говорится в решении.
УСЛУГИ ВАРАНДЕЯ СТАЛИ ДОСТУПНЕЕ
В ВС РФ юристы "Варандейского терминала" также говорили, что тариф в 1211 руб. экономически не обоснован и рассчитан в отсутствии специальной методики. По их мнению, должен был применяться не метод экономически обоснованных затрат, который использовала ФАС, а методу экономически обоснованной доходности инвестированного капитала.
Представители ФАС парировали, что метод экономически обоснованных затрат является единственным методом регулирования тарифов на услуги в портах.
ВС РФ с этим согласился. "Согласно пункту 11 постановления № 293 государственное регулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей осуществляется с применением метода экономически обоснованных затрат и метода сравнения аналогов (для аэропортов)", - говорится в решении суда. Таким образом, сделал вывод ВС РФ, действующее антимонопольное законодательство не предусматривает применение метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала в отношении услуг субъектов естественных монополий в портах.
Что касается ссылки "Варандейского терминала" на то, что спорный приказ нарушает принцип баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, то она, по мнению ВС РФ, "является несостоятельной". "Антимонопольный орган, установив тариф на уровне 1211 рублей за 1 тонну и снизив его величину по сравнению с ранее применяемым обществом тарифом (38 долларов за 1 тонну), сделал его более доступным для потребителей услуг", - говорится в решении.
Оно может быть обжаловано в Апелляционную коллегию ВС РФ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Выручка "Варандейского терминала" в 2019 году составила 17,8 млрд руб. при чистой прибыли в 11,23 млрд руб. Годом ранее выручка составляла 16,8 млрд руб., а чистая прибыль - 9,44 млрд руб., свидетельствуют данные аналитической системы "СПАРК-Интерфакс".