ВС РФ не согласился с правомерностью заградительных тарифов банков на операции по "бумажным" поручениям при блокировке онлайн-операций
Верховный суд (ВС) РФ отменил решения судов, признавших правомерной повышенную банковскую комиссию за исполнение платежных поручений клиента, представленных на бумажном носителе, в ситуации отключения его от онлайн-банкинга из-за проверки в рамках антиотмывочного законодательства.
Спор по этому вопросу между петербургским ООО "Аквастрой", занимающимся строительством инженерных коммуникаций, и банком "Авангард" отправлен на новое рассмотрение, свидетельствует опубликованное определение судебной коллегии по экономическим спорам (СКЭС) ВС РФ.
Разбирательство возникло после того, как 4 августа 2023 года
банк запросил у "Аквастроя" сведения и документы в связи с проверкой
в рамках исполнения закона о противодействии легализации доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма (закон N115-ФЗ). Компания
направила запрошенные документы кредитной организации, свидетельствуют
материалы дела. Информации о результатах проверки в них нет.
Помимо этого, "Авангард" уведомил
"Аквастрой" о приостановке операций через интернет-банк. После этого
компания двумя поручениями на бумажном носителе распорядилась перевести в
другую кредитную организацию 21,2 млн рублей со своих счетов.
Банк провел операции и за их исполнение списал с
"Аквастроя" 10-процентную комиссию — 2,12 млн рублей. Такой сбор за
перевод средств в стороннюю кредитную организацию на основании расчетного
документа на бумажном носителе "Авангард" ввел в июле 2022 года,
свидетельствуют материалы дела (условия обслуживания предусматривали право
банка в одностороннем порядке менять тарифы). В материалах дела упоминается,
что за аналогичные онлайн-операции комиссия составляла 35 рублей.
Размер сбора для "Аквастроя" был значительным. В
2022 году, когда компания была зарегистрирована, она получила выручку в 53,88
млн рублей, в 2023-м — 135,48 млн рублей. Чистая прибыль за 2023 год составила
641 тыс. рублей, отмечает "Интерфакс".
Компания обратилась в Арбитражный суд Москвы, требуя
взыскать с банка 2,12 млн рублей как неосновательное обогащение. Однако суд
отказал, ссылаясь на то, что "Авангард" был вправе в одностороннем
порядке менять тарифы и проинформировал клиентов об их изменении, а взимание
спорной комиссии не являлось следствием проведения контрольных мероприятий по
N115-ФЗ. Апелляция и кассация с этим согласились, но СКЭС ВС РФ, куда
обратилась компания, решения судов отменила и отправила спор на новое
рассмотрение.
Коллегия напомнила о своей позиции, согласно которой банки
не вправе в одностороннем порядке устанавливать заградительные комиссии,
которые начинают препятствовать клиентам совершать экономически обоснованные
операции. В рассматриваемом случае, отметила коллегия, банк, ограничив доступ к
совершению онлайн-операций, "фактически вынудил клиента воспользоваться
аналогичной операцией на бумажном носителе". В упомянутом споре комиссия,
по мнению СКЭС ВС РФ, "имеет очевидные признаки введенного в одностороннем
порядке заградительного тарифа, препятствующего совершению законной банковской
операции клиентом в ситуации, когда право клиента на совершение операций с
использованием электронных средств платежа ограничено банком".
СКЭС ВС РФ сочла, что при первом рассмотрении спора суды не
оценили доводы компании о несоблюдении банком требований разумности и
добросовестности при установлении в одностороннем порядке спорного тарифа. Это
предстоит судам исправить при новом разбирательстве.