Законопроект о небанковских платежных провайдерах требует доработки в вопросах безопасности — комитет Госдумы
Финансовый комитет Госдумы указывает, что законопроект о введении небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ) потребует значительных финансовых ресурсов от ЦБ РФ, в нем недостаточно урегулированы вопросы информационной безопасности, отсутствует оценка рисков отмывания денег, неясны преимущества создания системы.
Отзыв комитета на законопроект (N673197-8) опубликован в
электронной базе данных парламента, отмечает "Интерфакс".
Депутатский законопроект был внесен в парламент в июле.
Документ предлагает создать институт небанковских поставщиков платежных услуг
(НППУ), которые смогут предоставлять услуги по переводу и агрегированию
(процесс объединения платежей от различных источников) денежных средств после
регистрации в реестре Банка России. Для включения в реестр НППУ должны
соответствовать определенным квалификационным, финансовым и правовым
требованиям, включая нормы по противодействию отмыванию денег и финансированию
терроризма. По мнению авторов законопроекта, введение нового института повысит
конкуренцию на рынке платежей, поддержит инновационных сервисы. Законопроект
включает переходные положения для адаптации существующих юридических лиц к
новым требованиям.
В заключении на законопроект комитет по финансовому рынку
отмечает, что внедрение нового института связано с доступом к чувствительной
информации, включая персональные данные. "Несоблюдение высоких стандартов
безопасности может привести к серьезным нарушениям как в области
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма, так и в области защиты законных прав и интересов
граждан", — отмечает комитет.
Комитет подчеркивает, что эффективный контроль за новыми
организациями потребует значительных ресурсов. "Осуществление Банком
России и Росфинмониторингом эффективного контроля за организациями, контроль за
которыми ранее не осуществлялся, потребует существенных финансовых вложений,
технической и административной перестройки контрольных и надзорных процессов",
— говорится в заключении.
В финансово-экономическом обосновании отмечается, что
принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных средств.
По мнению комитета, недостаточно урегулирован вопрос
обеспечения информационной безопасности работы новых субъектов; кроме того,
отсутствует оценка рисков, связанных с легализацией доходов, полученных
преступным путем, и финансированием терроризма.
Комитет отмечает, что авторы законопроекта не описали
конкретные недостатки существующей национальной платежной системы, которые
может устранить новый субъект — НППУ. Также отсутствует информация о том, какие
именно положительные эффекты от создания НППУ могут компенсировать уже
имеющиеся услуги на рынке.
"Также законопроект требует существенных правок
редакционного, лингвистического и юридико-технического характера", — говорится
в заключении комитета.
Несмотря на ряд представленных замечаний, комитет
рекомендовал законопроект к принятию в первом чтении, его планируется
рассмотреть на пленарном заседании 24 сентября.
Ранее правительство поддержало законопроект. В своем
заключении кабинет министров рекомендовал поработать над более четким
определением признаков, позволяющих различать услуги по агрегированию переводов
денежных средств, предоставляемые кредитными организациями и НППУ, и услуги по
приему денежных средств маркетплейсами. Также, по мнению правительства, нужно
прописать ответственность операторов перед клиентами за неисполнение обязательств,
уточнить режим использования специального счета.