Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации зарубежных самолетов в условиях санкций
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) обратилась в Минфин и Минтранс с просьбой продлить действие постановления правительства РФ №412, которое регламентирует эксплуатацию российскими авиакомпаниями иностранных самолетов, находящихся в собственности зарубежных лизингодателей, пишут "Ведомости".
В письме отмечается, что сейчас воздушные суда иностранного производства — Airbus, Boeing, Embraer — остаются основным средством перевозки пассажиров у российских авиакомпаний, но при этом существенная часть флота находится в собственности иностранных компаний и используется на основе договоров лизинга.
Напомним, что в 2022 году после введения антироссийских санкций зарубежные лизинговые компании уведомили отечественных перевозчиков о расторжении этих договоров и необходимости вернуть самолеты. В ответ на это в России сформировали правовую базу для поддержки авиакомпаний, чтобы те могли продолжать использовать арендованные самолеты.
Постановление №412 от 19 марта 2022 года определяет порядок использования импортных самолетов, по которым получены уведомления о расторжении договоров лизинга. Срок действия этого постановления изначально был установлен до конца 2024-го, затем был продлен до конца 2026-го. АЭВТ предлагает продлить действие этого постановления, учитывая, что сроки урегулирования взаимоотношений с арендодателями не определены. Однако и сроки желаемого продления действия документа в письме не указаны.
В рамках постановления №412 российские авиакомпании получили право не возвращать иностранным лизингодателям самолеты по договорам, заключенным до 24 февраля 2022 года. При этом платежи по этим договорам выполняются по особым правилам, они регламентированы указом президента РФ №5: деньги зачисляются в рублях на специальные счета типа "С" в российских банках. Также это постановление предусматривает техническое обслуживание и ремонт оставшихся в стране самолетов по российским стандартам — фактически на основании соответствующих нормативов федеральных авиационных правил. Благодаря этому можно обходиться без одобрения, сертификаций и оригинальных запчастей от западных производителей, что, по сути, создало замкнутый цикл эксплуатации авиатехники внутри страны.
При этом вывоз за границу иностранных самолетов, взятых в лизинг до 24 февраля 2022 года, также ограничен: это можно сделать только с разрешения правкомиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Для эксплуатации самолетов зарубежных лизингодателей на международных направлениях запущен процесс так называемого страхового урегулирования.
Эксперты считают, что постановление №412 является юридическим инструментом противодействия санкциям, и оно будет продлеваться, пока действуют эти рестрикции.