ЕС освободил от санкций бриллианты, ограненные до вступления в силу запрета на драгкамни российского происхождения (расширенная версия)
ЕС в рамках 14-го пакета санкций уточнил детали регулирования в отношении российских алмазов и бриллиантов.
В частности, санкции не распространяются на бриллианты, которые находились на территории ЕС или третьей страны (но не России) или были огранены в третьей стране до вступления в силу запрета на российские алмазы, говорится в сообщении Совета ЕС. Это так называемый принцип "дедушкиной оговорки" (grandfathering).
Российские алмазы и бриллианты от 1 карата с января 2024 года запрещены к ввозу в страны G7, на которые приходится 70% мирового розничного рынка бриллиантов. С 1 марта запрет распространился на бриллианты от 1 карата, ограненные в третьих странах из российских алмазов. С 1 сентября эмбарго расширится и затронет бриллианты от 0,5 карата. Крупнейший российский алмазодобытчик "АЛРОСА", контролирующий треть мировых поставок алмазного сырья, в апреле 2022 года попал в SDN list, а с начала текущего года столкнулся с санкциями стран G7.
Важной новацией 14-го пакета также является продление на шесть месяцев (до 1 марта 2025 года) периода ранней регистрации, после которого обязательной станет схема отслеживания импорта алмазов и бриллиантов.
Как сообщалось, страны G7 с 1 сентября намеревались запустить систему автоматического контроля за происхождением алмазов и бриллиантов, чтобы предотвратить проникновение санкционных камней на рынки "семерки". До запуска системы на основе блокчейн импортеры драгоценных камней должны доказывать отсутствие российского происхождения, представляя таможенникам максимально возможный пакет документов, напоминает "Интерфакс".
Также ЕС отложила запрет на ювелирные изделия с бриллиантами российского происхождения, которые были огранены в третьих странах (кроме РФ) — до тех пор, пока эта мера не будет активирована Советом ЕС, говорится в пресс-релизе.
Кроме того, ЕС разрешила временный ввоз и вывоз ювелирных изделий, например, для торговых ярмарок или ремонта.
Новый пакет уточняет, что санкции не имеют обратной силы [то есть не касаются бриллиантов, которые перешли в собственность нерезидентов РФ до введения запрета], что важно, так как участники рынка боялись подпасть под вторичные санкции или "подвесить" деньги, пояснил коммерческий директор и член совета директоров юниорной компании "АЛМАР" Андрей Новиков.
Задержка со введением системы сертификации была ожидаема, считает Новиков, так как массовая технология отслеживания недорогого алмазного сырья и инфраструктура для этого по-прежнему отсутствуют. Внедрение дорогостоящих приспособлений для этих целей резко ухудшит бизнес midstream, поэтому огранщики, вероятно, будут уклоняться от исполнения этого элемента санкций, полагает он.
Процесс введение обязательной системы отслеживания природных алмазов достаточно сложен с технической точки зрения и требует существенных финансовых и временных затрат, считает Борис Красноженов из Альфа-банка. "Реализация данной инициативы может также привести к существенному давлению на себестоимость производителей алмазов и огранщиков. Остаются большие сомнения, что система отслеживания сможет заработать и с 1 марта 2025 года", — говорит он.
Отложив на неопределенный срок запрет на импорт ювелирных изделий с бриллиантами из РФ, обработанных в третьих странах, ЕС фактически дал возможность ювелирам использовать бриллианты, произведенные из российского алмазного сырья, отметил Красноженов. На фоне восстановления спроса на алмазы это устраняет возможность образования значительных дисбалансов в системе, к которым могло привести исключение российских алмазов из мирового рынка.
Нововведения делают санкционное регулирование более эффективным, но не снимают основных проблем, которые стоят перед рынком алмазов, считает Новиков. У него по-прежнему два сценария: либо лишиться 1/3 сырья, то есть всего производимого в России объема, и смириться с ростом цен; либо потерять значительную часть рынка из-за потери привлекательности бренда алмазов в странах, где популярно ответственное потребление, то есть там, где люди выражают отношение не только к продукту, но и тому где и как он произведен, говорит коммерческий директор "АЛМАР".