Кассация поддержала Уралтрансмаш в споре с польской PESA по договору поставки трамваев на €62 млн
Арбитражный суд Уральского округа оставил в силе решение суда первой инстанции о незаконном взыскании с АО "Уралтрансмаш" (Екатеринбург, входит в корпорацию "Уравагонзавод" ГК "Ростех") €62,1 млн в пользу польской машиностроительной компании PESA Bydgoszcz.
Согласно материалам суда, конфликт возник из-за поставки в 2014-2015 годах 70 низкопольных трехсекционных трамвайных вагонов для Москвы и комплекта запасных частей к ним. Соответствующий договор на сумму более €85,379 млн стороны заключили в 2013 году, передает "Интерфакс".
По мнению польской компании, она поставила уральскому заводу
трамваи, однако оплату за них в полном объеме не получила. В связи с этим PESA
Bydgoszcz в сентябре 2018 года обратилась в Арбитражный институт при Торговой
палате Стокгольма (Швеция), как это было предусмотрено договором. В мае 2021
года Стокгольмский арбитраж удовлетворил иск PESA Bydgoszcz и обязал
"Уралтрансмаш" выплатить компании более €17,1 млн в качестве оплаты
за трамваи, а также взыскать €35,6 млн процентов и €9,4 млн неустойки.
Предприятие это требование не исполнило, и польская компания обратилась
в Арбитражный суд Свердловской области, который в августе 2024 года отказал в
удовлетворении исковых заявлений. Так, суд счел, что по решению Торговой палаты
Стокгольма взыскивается штраф, тогда как "Уралтрансмаш" не имел
возможности исполнить обязательства по контракту из-за введенных в 2015 году в
отношении РФ санкций.
"Признание и приведение в исполнение указанного решения на
территории российского государства в условиях юридической агрессии со стороны
ряда недружественных стран может привести к причинению ущерба крупному
предприятию российской промышленности, что недопустимо и не соответствует
интересам российской стороны с точки зрения как частного, так и публичного
интереса", — указано в материалах суда.
"Уралтрансмаш", как сообщалось, пытался добиться в
судах, в том числе в Верховном суде (ВС) РФ, запрета польской компании на
ведение разбирательства в стокгольмском арбитраже. В декабре 2021 год ВС принял
решение не объявлять незаконным разбирательство "Уралтрансмаша" с
иностранным контрагентом за рубежом, однако счел, что дело не может
рассматриваться в Стокгольмском арбитраже из-за ограниченного доступа
уральского предприятия к правосудию за пределами РФ.
Согласно картотеке арбитражных дел, в сентябре текущего года PESA
Bydgoszcz обратилась с кассационной жалобой в Арбитражный суд Уральского
округа. По данным прокуратуры Свердловской области, которая была привлечена к
делу в качестве третьего лица, обе компании исполнили обязательства по
контракту, а задолженность за фактически поставленные вагоны у
"Уралтрансмаша" отсутствует. Кроме того, как считает надзорное
ведомство, "взысканная решением Арбитражного института Торговой палаты
Стокгольма сумма образована из процентов, (. . .) договорных неустоек, штрафных
санкций, что свидетельствует о нарушении принципа соразмерности гражданско-правовой
ответственности".
В результате рассмотрения дела Арбитражный суд Уральского округа
не удовлетворил кассационную жалобу польской компании. "Суд первой
инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания и
приведения в исполнение решения иностранного суда. Оснований для иных выводов у
суда кассационной инстанции не имеется", — говорится в постановлении суда.
"Уралвагонзавод" и "Уралтрансмаш" подпали под
санкции ЕС на основании решения об ограничительных мерах в связи с действиями
РФ, "дестабилизирующими ситуацию на Украине" в июле 2014 года. Эти
санкции последовали за присоединением Крыма к России и вооруженным конфликтом
на востоке Украины.