Китайские лизинговые компании сообщили о крупных потерях из-за конфискации самолетов и грузов в России
Китайские авиализинговые компании понесли значительные убытки из-за задержания в России ряда воздушных судов и грузов, следует из сообщений компаний и данных отрасли. Об этом пишет издание South China Morning Post (SCMP).
Компания AVMAX (дочерняя структура Guangdong Shanhe Intelligent) сообщила о получении $23 млн страховых выплат за три турбовинтовых самолета Bombardier Q400, задержанных в России и не возвращенных. Лайнеры, разработанные De Havilland Canada, были сданы в аренду авиакомпаниям Yakutia Airlines и Aurora JSC по трем контрактам, два из которых истекли в 2024 году. Попытки вернуть самолеты после начала СВО на Украине в феврале 2022 года и введения западных санкций на российский авиационный сектор результата не дали.
Потери понесла и Airwork (дочерняя компания из провинции Чжэцзян), у которой в 2022 году в России были задержаны шесть грузовых Boeing 757. Вернуть удалось лишь один самолет, что привело к убыткам на сотни миллионов долларов, списанию активов и судебным разбирательствам со страховщиками. О схожих проблемах и страховых компенсациях заявляли Bank of China Aviation и China Development Bank Financial Leasing.
Задержания коснулись и грузоперевозок. В октябре 2024 года в РФ был введен запрет на транзит товаров двойного назначения по маршруту China-Europe Railway Express. Под арест попали не менее 1 тыс. контейнеров, часть из которых впоследствии была конфискована без официальных процедур. По данным China Railway Container Transport Corp, в I полугодии 2025 года объем контейнерных перевозок в Европу через Россию снизился на 20,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По словам профессора Школы международных исследований Пекинского университета Жэньминь Ван Ивэя, несмотря на рост товарооборота на фоне западных санкций, многие китайские компании имеют негативный опыт работы с российскими партнерами из-за различий в экономических подходах и ограниченной правовой защиты.