Российский суд отказался признавать решение международных арбитров по делу порта "Лавна"
Арбитражный суд Мурманской области по заявлению Северо-Западной транспортной прокуратуры определил отказать в признании на территории РФ решения третейского суда, который рассматривал спор между ООО "Морской торговый порт "Лавна" (МТП "Лавна", Мурманская область) с компаниями Thyssenkrupp Industrial Solutions AG (Германия) и AS LNK Industries (Латвия), говорится в картотеке суда.
В определении суда говорится, что в 2018 году между АО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК) и иностранными компаниями был заключен контракт при строительстве порта "Лавна". Контракт предусматривал проектирование, производство, поставку, монтаж и шефмонтаж оборудования. В 2019 году ГТЛК перечислила Thyssenkrupp Industrial Solutions AG €2,6 млн в качестве авансового платежа, а компании AS LNK Industries — €8,8 млн.
Однако поставщики не выполнили свои обязательства по монтажу и шефмонтажу, действуя согласно принятым Евросоюзом санкциям. Впоследствии, в 2024 году, третейский суд вынес решение об отказе в возврате авансовых платежей.
Арбитражный суд Мурманской области согласился с позицией прокуратуры и постановил отказать в признании решения международного арбитража, передает "Интерфакс".
Ранее МТП "Лавна" обратился в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Thyssenkrupp Industrial Solutions AG и AS LNK Industries, говорится в картотеке суда. Порт просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке убытки в размере €8,8 млн, которые составляют "авансовые платежи за монтаж и шефмонтаж оборудования". Рассмотрение дела продолжается.
Thyssenkrupp Industrial Solutions входит в концерн Thyssenkrupp AG, специализируется на проектировании и строительстве промышленных предприятий, включая химические и нефтехимические. Базируется в Германии. Латвийская компания AS LNK Industries специализируется на инфраструктурном строительстве, включая морские и промышленные сооружения.
Порт "Лавна" — ключевой элемент Мурманского транспортного узла. Порт является незамерзающим и глубоководным: у берега глубины достигают 15 метров, он способен круглогодично принимать крупнотоннажные суда.
В марте 2025 года порт "Лавна" начал отгрузку угля на экспорт. Объем инвестиций в создание "Лавны", по данным Минтранса РФ, превысил 87 млрд рублей. При создании порта была построена железнодорожная инфраструктура — ветка Выходной — Лавна с мостом через Кольский залив. Инфраструктуру ввели в эксплуатацию в декабре 2023 года.
ГТЛК является инвестором терминального комплекса "Лавна", "Ространсмодернизация" при реализации проекта отвечала за ближние ж/д подходы к порту, РЖД — за модернизацию своих линий на дальних подходах.
Оператор порта — ООО "Морской торговый порт "Лавна" — внесен в санкционный список США.