Минфин не поддержал законопроект о введении в РФ дополнительного налога для цифровых гигантов
Минфин подготовил проект отрицательного заключения правительства на законопроект о введении в РФ налога на доходы крупных IT-компаний (с годовым доходом от €20 млрд от услуг, предоставляемых по всему миру), указав, что его фискальный эффект будет крайне ограниченным и не сопоставимым с расходами на администрирование, в том числе по причине ухода с российского рынка иностранных компаний с наиболее крупной налоговой базой. Об этом "Интерфаксу" рассказал источник, знакомый с обсуждением инициативы.
Законопроект в конце июля направил на заключение в правительство первый замглавы комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Александр Шендерюк-Жидков.
В тексте предлагалось ввести в Налоговый кодекс (НК) новую
главу 27 "Налог на доходы цифровых компаний". Налог должны были
платить организации, в том числе иностранные, которые оказывают услуги через интернет
и чьи мировые доходы за год превышают €20 млрд. При этом налог в размере 3%
должен был взиматься от услуг, представляемых пользователям, которые находятся
на территории РФ.
Минфин в проекте отзыва правительства отмечает, что введение
предлагаемого нового налога противоречит основным направлениям бюджетной,
налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025-2027 годы, а также задачам,
поставленным в послании президента Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года
о необходимости фиксации основных налоговых параметров до 2030 года.
"Дополнительно обращаем внимание, что по данным ФНС
России, фискальный потенциал от введения нового порядка налогообложения прибыли
иностранных компаний, осуществляющих деятельность в области информационных
технологий, сильно ограничен внешнеполитической конъюнктурой и не способен
обеспечить значительных поступлений в бюджет, в том числе по причине ухода с
российского рынка иностранных компаний с наиболее крупной налоговой
базой", — говорится в проекте заключения. При этом в нем отмечается, что
введение нового порядка налогообложения прибыли указанных иностранных компаний
повлечет увеличение расходов на администрирование, которые будут не сопоставимы
с уровнем налоговых поступлений, что по сути нивелирует фискальный эффект предлагаемого
регулирования.
"Более того, не представляется возможным оценить и
проверить достоверность произведенных расчетов относительно потенциальных
дополнительных поступлений в федеральный бюджет в случае введения предлагаемого
налога, ввиду отсутствия качественного обмена информацией с другими странами в
современных геополитических условиях", — считает Минфин.
Одновременно в заключении приводится и ряд технических
замечаний к тексту законопроекта. В частности — в проекте не дано четкое
определение пользователя, является ли он покупателем услуги или иным лицом; не
конкретизированы услуги социальных сетей и услуги, основанные на данных о
пользователях, что делает невозможным корректное определение налоговой базы;
отмечается конфликт с действующими нормами, так как доходы цифровых компаний
уже облагаются налогом на прибыль (гл. 25 НК РФ). Предусмотренный механизм
уплаты через налогового агента противоречит требованиям о создании филиала или
юрлица в РФ, а порядок расчета доходов в иностранной валюте по курсу на конец
налогового периода не соответствует реально полученным доходам. В
законопроекте, по мнению министерства, не определены все элементы
налогообложения и не урегулирован вопрос администрирования иностранных
организаций и их личных кабинетов в ФНС.
Это не первая инициатива сенатора Александра
Шендерюка-Жидкова по налогообложению глобальных интернет-компаний. Еще в мае
2024-го он предлагал ввести в России цифровой налог в размере 3% от доходов
иностранных корпораций, полученных от российских пользователей, при условии
годовой выручки от 2 млрд рублей. Тогда сенатор ссылался на международный опыт
и инициативы ОЭСР по налогообложению транснациональных IT-компаний.