Интерфакс
8-800-222-44-14sales_support@interfax.ru
НовостиМероприятияВозможностиСтатистика
Перейти в систему
НовостиМероприятияВозможностиСтатистика
Перейти в систему
8-800-222-44-14sales_support@interfax.ru
Темы
    Все материалыСанкцииПОД/ФТУправление рисками и комплаенсАналитика и мненияЗаконодательство и судебная практика
Темы
    Все материалыСанкцииПОД/ФТУправление рисками и комплаенсАналитика и мненияЗаконодательство и судебная практика
Санкции
1 сентября 2025

Минфин не поддержал законопроект о введении в РФ дополнительного налога для цифровых гигантов

Минфин подготовил проект отрицательного заключения правительства на законопроект о введении в РФ налога на доходы крупных IT-компаний (с годовым доходом от €20 млрд от услуг, предоставляемых по всему миру), указав, что его фискальный эффект будет крайне ограниченным и не сопоставимым с расходами на администрирование, в том числе по причине ухода с российского рынка иностранных компаний с наиболее крупной налоговой базой. Об этом "Интерфаксу" рассказал источник, знакомый с обсуждением инициативы.

Законопроект в конце июля направил на заключение в правительство первый замглавы комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Александр Шендерюк-Жидков.

В тексте предлагалось ввести в Налоговый кодекс (НК) новую главу 27 "Налог на доходы цифровых компаний". Налог должны были платить организации, в том числе иностранные, которые оказывают услуги через интернет и чьи мировые доходы за год превышают €20 млрд. При этом налог в размере 3% должен был взиматься от услуг, представляемых пользователям, которые находятся на территории РФ.

Минфин в проекте отзыва правительства отмечает, что введение предлагаемого нового налога противоречит основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025-2027 годы, а также задачам, поставленным в послании президента Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года о необходимости фиксации основных налоговых параметров до 2030 года.

"Дополнительно обращаем внимание, что по данным ФНС России, фискальный потенциал от введения нового порядка налогообложения прибыли иностранных компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, сильно ограничен внешнеполитической конъюнктурой и не способен обеспечить значительных поступлений в бюджет, в том числе по причине ухода с российского рынка иностранных компаний с наиболее крупной налоговой базой", — говорится в проекте заключения. При этом в нем отмечается, что введение нового порядка налогообложения прибыли указанных иностранных компаний повлечет увеличение расходов на администрирование, которые будут не сопоставимы с уровнем налоговых поступлений, что по сути нивелирует фискальный эффект предлагаемого регулирования.

"Более того, не представляется возможным оценить и проверить достоверность произведенных расчетов относительно потенциальных дополнительных поступлений в федеральный бюджет в случае введения предлагаемого налога, ввиду отсутствия качественного обмена информацией с другими странами в современных геополитических условиях", — считает Минфин.

Одновременно в заключении приводится и ряд технических замечаний к тексту законопроекта. В частности — в проекте не дано четкое определение пользователя, является ли он покупателем услуги или иным лицом; не конкретизированы услуги социальных сетей и услуги, основанные на данных о пользователях, что делает невозможным корректное определение налоговой базы; отмечается конфликт с действующими нормами, так как доходы цифровых компаний уже облагаются налогом на прибыль (гл. 25 НК РФ). Предусмотренный механизм уплаты через налогового агента противоречит требованиям о создании филиала или юрлица в РФ, а порядок расчета доходов в иностранной валюте по курсу на конец налогового периода не соответствует реально полученным доходам. В законопроекте, по мнению министерства, не определены все элементы налогообложения и не урегулирован вопрос администрирования иностранных организаций и их личных кабинетов в ФНС.

Это не первая инициатива сенатора Александра Шендерюка-Жидкова по налогообложению глобальных интернет-компаний. Еще в мае 2024-го он предлагал ввести в России цифровой налог в размере 3% от доходов иностранных корпораций, полученных от российских пользователей, при условии годовой выручки от 2 млрд рублей. Тогда сенатор ссылался на международный опыт и инициативы ОЭСР по налогообложению транснациональных IT-компаний.

Теги: САНКЦИИ_БИЗНЕС ПОСЛЕДСТВИЯ

Еще по этой теме:

  • 1 сентября"Уральские авиалинии" сокращают перевозки на фоне сложностей с Airbus А320neo и санкций
  • 1 сентябряМиноритарии косвенно пострадавшей от санкций Petropavlovsk предложили Росимуществу присоединиться к иску против Мосбиржи, Газпромбанка и УГМК
  • 1 сентябряДмитриев: карты банков РФ будут активнее принимать за границей благодаря интеграции стран ШОС
  • 1 сентябряКитайский Heihe Rural Bank прекратил расчеты с Россией после санкций ЕС
подписаться на новости

Введите свой email и мы будем информировать о самых важных событиях в области комплаенс: изменения в законодательстве, аналитику, обновления санкционных списков и т.д.

Конфиденциальность ваших данных гарантируем.

  • Главная
  • Новости
  • Мероприятия
  • Возможности
  • Статистика
  • Контакты
  • Об Интерфаксе
16+

Сетевое издание «Х-Compliance». Доменное имя X-COMPLIANCE.RU. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 84696 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.02.2023.

Исторические данные: Сетевое издание «Х-Compliance». Доменное имя - XCO.NEWS. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 70754 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.08.2017.

Редакция сетевого издания «X-Compliance» не несет ответственность за мнения экспертов, использованные в материалах издания. Публикуемые мнения могут не совпадать как с позицией редакции сетевого издания «X-Compliance», так и с позицией органов и организаций, осуществляющих контроль и надзор в соответствующей сфере. Информация публикуется исключительно в целях доведения существующих экспертных мнений до сведения заинтересованных лиц.

© 1991–2025 АО «Финмаркет». Все права защищены.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения АО «Финмаркет»

Учредитель АО «Финмаркет»

127006, город Москва, улица Тверская-Ямская 1-я, дом 2, строение 1, комната 2411

Главный редактор Новиков А.В.

E-mail: info@x-compliance.ru

Телефон: +7 (495) 357-88-08

Если вы нашли опечатку на странице, нажмите Ctrl+Enter

Политика обработки персональных данныхУсловия использования информацииОбработка файлов cookieОбщие условия использования закрытой части X-Compliance