OFSI опубликовало обзор о применении санкций за 2018-19 финансовый год
Управление применения финансовых санкций (The Office for Financial Sanctions Implementation, OFSI) обнародовало ежегодный обзор о применении санкций за 2018-19 финансовый год. X-Compliance публикует выдержку из документа.
РАЗВИТИЕ OFSI
За рассматриваемый период OFSI продолжило развиваться в роли мирового лидера в применении финансовых санкций и принудительных мер. Этот статус был усилен позитивной оценкой Великобритании со стороны Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF), которая присвоила Соединенному Королевству наивысший рейтинг в области применения финансовых санкций.
В прошлом году финансирование OFSI выросло, что позволило увеличить команду управления на 20% не только в рамках подготовки к Brexit, но и для создания 2 новых групп, которые будут покрывать возрастающее значение приоритетных для OFSI направлений.
Созданный юридический департамент сфокусируется на управление правовыми рисками OFSI, в то же время второй отдел международных обязательств будет работать над улучшением эффективности финансовых санкций через содействие их устойчивому применению по всему миру. В дополнение к этому OFSI создало руководящий совет в 2018 году, который исполняет роль совещательного органа.
OFSI также наложила первые денежные штрафы за нарушения финансовых санкций в этому году. Тем самым управление продемонстрировало, что считает нарушение санкций серьезным преступлением. OFSI будет активно действовать пропорционально во всех кейсах нарушения мер регулирования.
Управление, как и в целом все правительство, в этом году сфокусировалось на подготовке к Brexit. В частности, было подготовлено руководство для помощи индустрии, которое создает новую юридическую базу под Акт 2018 года о санкциях и противодействию отмыванию доходов (Sanctions and Anti-Money Laundering Act 2018, SAMLA).
ОЦЕНКА FATF
1 декабря 2018 года FATF заявила, что Соединенное Королевство обладает самой эффективной системой противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) среди более чем 60 стран.
В своем отчете о взаимной оценке FATF присвоила Великобритании самый высокий рейтинг из возможных, относящийся к применению санкций в сферах финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Государство поблагодарили как за продвижение эффективных международных целенаправленных санкций, так и применение внутренних.
FATF признала важность OFSI и проделанной управлением работы с 2016 года: принятие новых законов, создание структуры для их исполнения, диалог с индустрией о ее обязательствах в рамках исполнения финансовых санкций.
В ФТ управление продемонстрировало FATF ключевую роль финансовых санкций, как инструмента для борьбы с терроризмом. Имплементирование санкций ООН против ИГИЛ (1) и Аль-Каиды (1) помогает на международном уровне разрушать эти группы через ограничение доступа к их активам.
FATF протестировала надежность и эффективность финансовых санкций Соединенного Королевства, признав, что исполняемые ограничения ООН достигают цели "без промедления". Достигнуть этого результата OFSI смогло благодаря Акту 2017 года об охране порядка и преступности (Policing and Crime Act 2017, PACA).
В связи с принятием эффективной структуры для PACA оценщики признали серьезную приверженность Великобритании в борьбе с любыми преступлениями в сфере финансовых санкций. PACA расширил юридические возможности государства в адресном противодействии преступлениям в сфере финансовых санкций, а также расширил полномочия OFSI в наложении денежных штрафов. В FATF считают, что введение этих штрафов произвело "существенный сдерживающий эффект".
Высокий рейтинг Великобритании со стороны FATF был присвоен благодаря достижениям в сфере санкций и стал доказательством вклада OFSI в борьбу с финансовыми преступлениями, но работа еще не закончена, добавили в управлении.
ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ
По итогам 2018-19 финансового года Соединенное Королевство внедрило более 32 режимов финансовых санкций, 3 из них — в прошлом году. Режим в отношении Бирмы установлен в 2018 году, против Мальдив — вступил в силу в августе, а режим противодействия химическому оружия был представлен в октябре. В декабре 2018 года ООН отменила режим ограничительных мер против Эритреи.
По состоянию на 28 марта 2019 года в отношении 2183 физических и юридических лиц в 28 режимах финансовых санкций вводилась заморозка активов, они также были добавлены в консолидированный перечень OFSI. Управление добавило 162 субъекта в лист по итогам 2018-19 финансового года против 122 в прошлом. Примерно четверть из них были резидентами КНДР, на втором месте лица из Украины (чуть меньше 1/5) — за подрыв суверенитета и территориальной целостности государства.
В рамках действия PACA 62 раза ограничительные меры ООН были внедрены без задержек, а консолидированный перечень обновлялся в течение одного рабочего дня. Подобное оперативное реагирование помогает снизить риск вывода активов, что помогает Великобритании исполнять свои международные обязательства, а также предоставить индустрии и партнерам критически важную информацию. С учетом дополнений, исключений и правок за рассматриваемый период в консолидированный перечень были внесены 450 изменений.
ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА
OFSI ежеквартально отчитывается перед парламентом в рамках Акта 2010 года о заморозке активов террористов (Terrorist Asset Freezing etc. Act 2010, TAFA). Эти отчеты включают в себя информацию о мерах ООН по заморозке активов ИГИЛ и Аль-Каиды, а также функционирование аналогичного режима в рамках регулирования ЕС (EU Regulation (EC) 2580/2001 and 1686/2016). В каждом докладе приводится разбивка замороженных средств в рамках 4 режимов борьбы с терроризмом, а также включения и исключения из перечней.
ВНУТРЕННИЕ МЕРЫ ПО ЗАМОРАЖИВАНИЮ АКТИВОВ
- TAFA
TAFA является главным нормативным актом Соединенного Королевства в борьбе с внутренним терроризмом путем замораживания активов, за которую ответственно Казначейство Ее Величества (HM Treasury, HMT). В период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года HMT обновило сведения по 19 физическим и юридическим лицам, а также исключило из перечня TAFA 1 физлицо.
- Акт 2001 года о борьбе с терроризмом и преступностью (Anti-Terrorism, Crime and Security Act, 2001)
Заморозка активов Андрея Лугового и Дмитрий Ковтуна (обвиняемых по делу об убийстве Александра Литвиненко) оставалась в силе на протяжении 2018-19 финансового года.
- Акт 2008 года о борьбе с терроризмом (Counter Terrorism Act, 2008)
В настоящее время нет никаких задач, рассматриваемых в рамках этого акта.
ЗАМОРОЗКА АКТИВОВ
Каждый год OFSI отчитывается в своем обзоре о замораживаемых активах, удерживаемых различными органами Великобритании. Любой, чьи активы были заморожены, попадает в отчет OFSI.
По состоянию на сентябрь 2018 года около 11,9 млрд фунтов были заморожены на счетах у британских компаний. Эта цифра не включает в себя стоимость других активов и недвижимого имущества. По состоянию на сентябрь прошлого года в Великобритании были заморожены 16 объектов недвижимости, следует из данных земельного кадастра.
Поддающийся количественной оценке объем замороженных средств в Великобритании может меняться в зависимости от вступления в силу новых санкционных режимов или их отмены.
КОМПЛАЕНС И ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ
OFSI привержено комплаенсу во всем, что оно делает. Данное правило включает в себя и правоприменительную практику. Управление в каждом отдельном кейсе принимает пропорциональной обстоятельствам способ действий. Именно поэтому OFSI ввело новую форму комплаенса, которая способствует более полному рассмотрению преступлений.
Управление публикует детали всех кейсов, в рамках которых наложены денежные штрафы. Данные публикации включают в себя уроки по комплаенсу, которые, по мнению OFSI, должны помочь другим избежать совершения аналогичных правонарушений.
- ДЕНЕЖНЫЕ ШТРАФЫ
За рассматриваемый период были наложены 2 денежных штрафа, оба — за нарушение режима финансовых санкций в Египте. Нарушения связаны и использованием средств, принадлежащих включенному в перечень лицу.
OFSI не стремиться назначать денежные штрафы на определенную сумму в год. Более того, управление старается оценивать каждый кейс в индивидуальном порядке, принимать меры, основанные на фактах, имеющихся в распоряжении на момент вынесения решения.
- СТАТИСТИКА
По итогам 2018-19 финансового года OFSI получило 99 сообщений о предполагаемых нарушениях на общую сумму около 262 млн фунтов. Управление использует "сообщения о предполагаемых нарушениях" в качестве бенчмарка для ведения статистики данного периода. Не все преступления раскрываются в тот же год, в котором они были совершены.
OFSI обнаружило некоторые особенности зарегистрированных в течение рассматриваемого периода правонарушений:
- увеличение их числа зарегистрированных нарушений в рамках ливийского санкционного режима;
- рост числа зарегистрированных преступлений в рамках режима соблюдения прав человека в Иране;
- увеличение сумм в преступлениях, регистрируемых в рамках санкционных режимов КНДР и Ирана;
- снижение числа преступлений в рамках сдерживания распространения ядерного оружия в Иране;
- рост объема транзакций в преступлениях в рамках российского санкционного режима; при этом количество зарегистрированных нарушений снизилось.
Все выявленные преступления расследуются в данный момент, его ход может привести к пересмотру по сумме по мере выявления новых фактов.
Количество сообщений о предполагаемых нарушениях снизилось по сравнению с прошлым годом, однако все еще остается в пределах ранее наблюдаемого диапазона, фиксируемого OFSI и предшествующими ему командами.